Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/3036
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorБелобратов Александр Васильевичru_RU
dc.contributor.authorБессмельцева Олеся Васильевнаru_RU
dc.contributor.authorBessmeltseva Olesiaen_GB
dc.contributor.editorкандидат филологических наук, доцент А.В. Белобратовru_RU
dc.contributor.editorCandidate of Philology, Associate Professor A.V. Belobratoven_GB
dc.date.accessioned2016-08-31T12:39:40Z-
dc.date.available2016-08-31T12:39:40Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other042525en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/3036-
dc.description.abstractАннотация к магистерской диссертации «Проблема синтеза искусств в романе Германа Броха "Смерть Вергилия"» студентки 2 курса магистратуры филологического факультета Бессмельцевой Олеси Васильевны Научный руководитель: к.ф.н., доц. Белобратов А. В. Данное исследование посвящено проблеме синтеза искусств в романе «Смерть Вергилия» (1945), центральном и наиболее сложном художественном произведении в наследии австрийского писателя классического модерна Германа Броха (1886-1951). Произведение Броха занимает значительное место в ряду итоговых «интеллектуальных» романов первой половины ХХ в., представленных «Доктором Фаустусом» Т. Манна и «Игрой в бисер» Г. Гессе. Общей чертой здесь, кроме прочего, является попытка философски осмыслить и творчески реализовать идею взаимопроникновения и «взаимного освещения» искусств, в первую очередь, искусства словесного и музыкального. В западном литературоведении представлены исследования «Смерти Вергилия», авторы которых обращали внимание на интермедиальный характер этого произведения. Радикализм, с которым Брох следовал своей художественной программе поиска музыки языка, делает язык романа чрезвычайно тёмным, эзотеричным, что дало ряду исследователей повод к сопоставлению «Смерти Вергилия» с экспериментальными романами Дж. Джойса. В связи с вышесказанным целью нашего исследования стал анализ интермедиальных процессов и методов в романе «Смерть Вергилия» с привлечением теоретических эссе Броха и культурно-исторического контекста эпохи. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: - установить роль искусств и их синтеза в этической концепции Броха; - определить связь творческой задачи «Смерти Вергилия» с культурно-историческим контекстом романа; - установить степень и способ реализации принципа синтеза искусств на сюжетном, стилистическом и языковом уровнях романа; - определить значение интермедиальности для интерпретации и рецепции романа. Текст работы занимает 120 с., список литературы включает 124 источника. Работа имеет следующую структуру. Во Введении представлен обзор исследований «Смерти Вергилия» в отечественном и зарубежном литературоведении. В первой главе рассмотрена философско-этическая концепция Броха (его «теория ценностей»), которую он разрабатывает в 1920-е г.г. Во второй главе исследование обращается к эссеистическим текстам Броха, в которых он развивает оригинальную теорию динамики культуры и роли искусства в ней. Важным положением теории Броха является постулируемая им зависимость между этическим поступком и эстетической формой, в которую этот поступок облекается. В третьей главе рассмотрена поэтика романа «Смерть Вергилия». Центральный тезис исследования состоит в том, что Брох в романе «Смерть Вергилия» стремится посредством синтеза искусств преодолеть раздробленное, кризисное состояние, в котором пребывает личность культуры модерна. Именно в утрате личностью представления о некоем идеальном гуманном субъекте видит Брох причину утраты нравственных основ общества, а также причину метафизической неукоренённости личности, что делает её легкой добычей для идеологий, предлагающих некий суррогат общности и усреднённой идентичности. В пику такому усреднению, Брох пишет свой роман о Вергилии из предельно субъективной перспективы, в форме внутреннего монолога от третьего лица, за счёт которой для автономной личности открывается путь к некоей абсолютной позиции лирического Я. Брох называет свой роман «лирическим комментарием» или «лирической исповедью». Обращение к философско-теоретическим текстам Броха позволяет понять, что он определяет это лирическое состояние сознания как исток и средоточие всех искусств. Так, анализ «Смерти Вергилия» на внешнем (Четвёртая глава) и внутреннем (Пятая глава) сюжетном уровнях, а также на языковом уровне (Шестая глава) обнаруживает черты синтетического произведения искусства, в котором совмещены техники монтажа, контрапункта и музыкальной вариации на композиционном, семантическом и стилистическом уровне с орнаментальной структурой синтаксиса. Такая структура ритмически организует текст, делая его медитативным, побуждая к рецитации в процессе чтения. Этот посыл усиливается за счёт метафоры голоса, к которой прибегает Брох. В «Заключении» приведены выводы по проделанному анализу. Текст романа являет собой в каком-то смысле «аудиостенограмму» внутреннего голоса Вергилия. Центральное место в романе занимает тема вслушивания, тема поиска некоего сверхголоса, единства с которым герой достигает в смерти и тем самым оказывается у истока первого слова, сотворившего мир. Обращение к библейским мотивам и метафоре голоса, хора голосов, «чащи» голосов приближают текст Броха не столько к экспериментальным романам Дж. Джойса, сколько к музыкальным драмам и ораториям А. Шёнберга, где происходит обращение к традиции церковного хорала. Подобно Шёнбергу, Брох в своём творчестве пытается создать новую форму художественного выражения религиозного опыта, которая бы откликалась на проблемы современности. В романе «Смерть Вергилия» на фоне гибели античной культуры и духовного кризиса её представителей голос, музыка языка становится символом межчеловеческого тепла и взаимопонимания, которое обещает надежду на обновление культуры.ru_RU
dc.description.abstractAbstract to the Master’s Thesis The Problem of the Synthesis of the Arts in the Hermann Broch’s Novel «Death of Virgil» by the student of a master’s degree program of the philological faculty Bessmeltseva Olesia Vasil’evna The academic supervisor: Candidate of philological sciences, associate professor Belobratov A. V. The given research deals with the problem of the synthesis of arts in the central and most complex novel «Death of Virgil» (1945) by an Austrian novelist Hermann Broch (1886-1951). This work is considered to be one of the so-called «intellectual» novels of the first half of the 20th century along with «Doctor Faustus» by Thomas Mann and «The Glass Bead Game» by Hermann Hesse. Their common feature is inter alia the attempt of philosophical reflection and artistic realization of the idea of convergence and «mutual elucidation» of arts, primarily of literature and music. The Westen literary studies have already collected an amount of researches of the «Death of Virgil», the authors of which underlined the intermedial character of this novel. The radicalism, with which Broch followed his artistic program of seeking for an artistic form to express the music of the language, makes the language of the novel extremely esoteric, so that some scientists were encouraged to compare the Broch’s novel with the experimental prose of James Joyce. In relation to the mentioned facts, the purpose of this dissertation is the analysis of the intermedial processes in the novel «Death of Virgil», involving Broch's reflections from his theoretical essays and the cultural and historical contexts of the novel. The realization of this purpose includes the following tasks: - to clarify the role of arts and their synthesis in Broch's ethic concept; - to find out the tracks of influence of the cultural and historical contexts on the genesis of the «Death of Virgil»; - to determine the grade and the method of realization of the synthesis-idea on the plot-, the stylistic and the language level of the novel; - to analyze the significance of the intermediality for interpretation and reception of the novel. The dissertation is 120 pages long, the list of references includes 124 titles. The research has the following structure. The introduction gives the review of the actual research-state of Broch’s «Death of Virgil» in the home and foreign literary studies. The first chapter represents Broch's ethic-philosophical theory-sketch (his «theory of values»), which he developed in the 1920s. The second chapter analyzes the Broch’s essays where he drafted his peculiar theory of cultural dynamic and pointed out the role of arts in it. In those reflections Broch postulated the bond existing between the ethical action and its esthetical form. The third chapter deals with the poetics of «Death of Virgil». The crucial thesis of this analysis is, that with the synthesis of arts Broch aimed to overcome the splintered state and the moral crisis of the modern age in his novel. Broch argued that the loss of the idea of an ideal human subject had provided the crisis of the morality in the society and made the person feel rootless, that brought him or her in danger of ideological thinking as it gave some surrogate of community and identity. Struggling against this tendency, Broch made his novel utterly subjective by shaping it as an interior monologue of Virgil in the third-person, that creates a transcendent image of a supervising lyrical subject. That is why Broch repeatedly called his novel a «lyrical commentary» or a «lyrical confession». The studies of Broch’s philosophic-theoretical essays explicate the meaning of the term «lyrical mood» used by Broch. It is the unique feeling of inspiration, the birth-place of all creation and the origin of all arts. It also influenced the composition of the novel «Death of Virgil». The close analysis of the novel text detects the features of the synthetic artwork with its mixture of the artistic methods of montage, counterpoint and musical variation in the composition, semantics and style of the novel on the level of external (the firth chapter) and internal (the fifth chapter) plot accompanied with the ornamental structure of the syntax on the language level (the sixth chapter). The complex syntactic structure organizes the novel text rhythmically to make it meditative and predisposed for declamation. This predisposition is strengthened by the voice-metaphor which Broch applies in his «Death of Virgil» with great frequency. The conclusion summarizes the results obtained during the analysis. The novel text could be defined as the so-called «audio stenograph» of the interior voice of Virgil's consciousness. The central motive of the novel is the hearkening or seeking for the mysterious super-voice, that should embrace the protagonist at the moment of his death and bring him to the birth-place of the first word that existed in the beginning of the world. The integration of this and other Bible motives and the metaphor of voices-chorus or «voices-thicket» make the Broch's novel similar less to the Joyce's experimental texts and more to the musical dramas of Arnold Schoenberg, where he renewed the tradition of the church choral. Like Schoenberg, in his work Broch tried to create a new form of an artistic expression for the spiritual experience, which could correspond to the problems of the present. The «Death of Virgil» shows, on the one hand, the sinking of the ancient world and the crisis of morality of its inhabitants. But, on the other hand, it also expresses the music of the language, the harmony of which contrasts to the given background of the cultural crisis and symbolizes the warmth of humanity, the possibility of understanding and the renewal of the culture.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectГ. Брохru_RU
dc.subject«Смерть Вергилия»ru_RU
dc.subjectклассический модернru_RU
dc.subjectАвстрияru_RU
dc.subjectкультурно-исторический контекстru_RU
dc.subject«теория ценностей»ru_RU
dc.subject«распад ценностей»ru_RU
dc.subjectкризис языкаru_RU
dc.subjectДж. Джойсru_RU
dc.subjectмонтаж и контрапунктru_RU
dc.subjectсинтез музыки и языкаru_RU
dc.subjectметафора голосаru_RU
dc.subjectораторияru_RU
dc.subjectА. Шёнбергru_RU
dc.subjectсинтаксис и орнаментru_RU
dc.subjectчтение как декламацияru_RU
dc.subjectG. Brochen_GB
dc.subject«Death of Virgil»en_GB
dc.subjectmodern ageen_GB
dc.subjectAustriaen_GB
dc.subjectcultural and historical contexten_GB
dc.subject«theorie of values»en_GB
dc.subject«splintering of values»en_GB
dc.subjectcrisis of languageen_GB
dc.subjectJ. Joyceen_GB
dc.subjectmontage and counterpointen_GB
dc.subjectsynthesis of music and languageen_GB
dc.subjectvoice-metaphoren_GB
dc.subjectoratoriaen_GB
dc.subjectA. Schoenbergen_GB
dc.subjectsyntax and ornamenten_GB
dc.subjectreading as declamationen_GB
dc.titleThe arts synthesis issue in Hermann Broch's novel "The Death of Virgil"en_GB
dc.title.alternativeПроблема синтеза искусств в романе Германа Броха «Смерть Вергилия»ru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.