Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5289
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorКлюев Юрий Владимировичru_RU
dc.contributor.authorЗубко Дарья Валерьевнаru_RU
dc.contributor.authorZubko Dariaen_GB
dc.contributor.editorкандидат филологических наук Ю.В.Клюевru_RU
dc.contributor.editorCandidate of Philology Yu.V.Klyueven_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:24:00Z-
dc.date.available2016-10-10T02:24:00Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043178en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5289-
dc.description.abstractАннотация магистерской диссертации Зубко Дарьи Валерьевны «ДИСКУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКИ» «The discourses of political TV-documentaries» Н. рук. – Клюев Юрий Владимирович, канд. филол. н., доцент Направление подготовки – «Журналистика» Профиль – «Документальный фильм: творчество и технологии» Актуальность работы: Документальное кино, в центре которого находятся вопросы политики, с момента начала перестройки (вторая половина 1980-х гг.), как правило, всегда обращает на себя внимание зрительской аудитории. И вновь особенно сильно набирает популярность с 2000 гг., в связи с кардинальными изменениями в общественно-политической жизни России. Такие фильмы широко обсуждаются, цитируются и вообще привлекают к себе пристальное внимание аудитории. Документальное кино политической тематики ориентировано на телевизионный формат, некоторые проекты намеренно создаются только для распространения в Интернете. Государственные и негосударственные телекомпании проявляют высокий интерес к этой теме, участием в создании документальных проектов о политике занимаются не только режиссеры-документалисты, но и известные журналисты: А. Бузаладзе, А. Мамонтов, Л. Парфенов, А. Пивоваров, Е. Попов, К. Сёмин, А. Сладков, В. Соловьев и др. На экранах телевизоров и в Интернете – десятки документальных картин о политических деятелях настоящего и прошлого; часто фильмы, тема которых заявлена как историческая или социальная, на деле превращаются в политически ангажированное кино, в котором авторы активно продвигают свои политические взгляды. Документалистика представляет особую форму экранного публицистического творчества. Автор-документалист имеет в своем арсенале практически неограниченный спектр художественных приемов и звукоизобразительных средств с целью раскрыть тему, развернуть сюжет, аргументировать позиции и мнения экранными способами, воздействовать на зрителя с помощью эмоциональности и логики повествования. Темп, ритм, музыкальное оформление и вербализация показываемого на экране составляют аудиовизуальное содержание произведения, при этом точка зрения автора фильма относительно сообщаемого может выражаться в положительной, нейтральной или отрицательной оценке демонстрируемых событий и явлений. Посредством документального кино гораздо легче переориентировать индивида в ту или иную политическую сторону, создать видимость «киноправды» на экране. Или, что происходит чаще всего, поддержать устоявшиеся политические настроения (взгляды) аудитории или скорректировать их. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе на широком теоретическом и эмпирическом материале дана характеристика современной политической теледокументалистики; изучены вопросы интерпретации общественно-политической действительности и ее персонификации авторами проектов; раскрыты особенности политической теледокументалистики, ориентированной на Интернет-аудиторию; представлены актуальные аспекты толерантности политической теледокументалистики. Объект исследования – современная теледокументалистика об актуальных вопросах политической жизни. Предмет исследования – структурные и содержательные характеристики политической теледокументалистики, вызывающие широкий общественный резонанс. Цель работы – выявить тенденции развития современной отечественной теледокументалистики политической направленности. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1) выделить основные виды и уровни дискурса, дать их проблемно-тематическую характеристику; 2) определить роль и значимость политического документального кино в формировании политического знания; 3) охарактеризовать метод персонификации, применяемый в политической теледокументалистике; 4) показать особенности политической теледокументалистики, предназначенной для распространения в Интернете; 5) на примере конкретных телевизионных фильмов выявить приемы интолерантности по отношению к политическим оппонентам. Гипотеза исследования. Изучение совокупности наиболее известных документальных фильмов о политике позволяет говорить о том, что такое документальное кино выступает в последние годы как средство политической борьбы. Документальность в политической теледокументалистике приобретает самые разнообразные экранные проявления, часто она включает в себя политическое давление, содержит безаппеляционность мнений. Авторская трактовка и оценка событий, как правило, совпадает с интерпретацией политической действительности главных героев. При этом авторы кинокартин по существу становятся полноправными действующими лицами такого документального повествования, что приводит к высокой степени персонификации сообщаемого. Научно-теоретическую базу работы составили труды: А. Андреева, Н. Д. Артюновой, Т. А. ван Дейка, Л. Джулай, С. Г. Кара-Мурзы, В. И. Карасика, Ю. В. Клюева, П. Рикера, Ю. А. Сорокина, Е. В. Шиповой и др., интервью с режиссерами и рецензии на фильмы. Эмпирический материал исследования – документальные телевизионные и распространяемые в Интернете отечественные фильмы, в которых анализируется современная политическая ситуация в России. Хронологические рамки исследования – 2008-2016 гг. Эмпирическую основу магистерской диссертации составили документальные фильмы о политике, вызвавшие широкий общественный резонанс (обсуждения в прессе, судебные разбирательства). Анализ сосредоточен на документальном кино, затрагивающем политическую проблематику как на современном этапе, так и оценку деятельности прежних политиков. Для создания работы использованы методы наблюдения, индукции и дедукции, сопоставительного и когнитивного анализа. Структура работы: текст состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, Интернет-источников и фильмографии. В первой главе проанализированы основные теоретические понятия исследуемой темы, определены основные виды и уровни политического дискурса, дана их характеристика, выявлены основные тематические направления политических телефильмов 2008-2016 гг. Во второй главе определена роль персонификации и авторской интерпретации политической информации в теледокументалистике, выявлены особенности политического документального кино в Интернете, определены приемы интолерантности в фильмах по отношению к политическим оппонентам. Положения, выносимые на защиту: 1. В целом в документальном телевизионном кино наблюдается политический плюрализм. Представлен как официальный (прогосударственный), так и альтернативный (оппозиционный) уровни дискурса. 2. Политическая журналистика не ставит своей первоочередной целью ликвидировать политическую безграмотность аудитории. Приоритеты телевизионного документального кино о политике – пропаганда той или иной идеологии, агитация за определенное политическое движение. 3. Документальность включает в себя мифотворчество, сознание аудитории обрабатывается с целью переориентировать ее в ту или иную политическую сторону. 4. Документальное телевизионное кино последних лет превратилось в средство активной политической борьбы, при этом на экране со стороны создателей политических фильмов часто проявляется интолерантность по отношению к иным политическим взглядам. Выводы: 1. В политической теледокументалистике наблюдается политический плюрализм. Представлены как официальный (прогосударственный), так и альтернативный (оппозиционный, т.е. противоположный официальному) дискурсы. Персонификация информации выходит на первое место в телевизионном документальном фильме, она помогает автору воздействовать на зрительское отношение практически к любому представленному в эфире событию или явлению. 2. Ниша политического документального кино активно заполняется новыми работами, фильмы о политике широко рекламируются телеканалами, выходят в прайм-тайм, в том числе и в рамках общественно-политических передач, где такое кино обсуждается экспертами. Документальный кинематограф последних 10 лет выступает как активное средство политической борьбы. 3. Приоритеты современной теледокументалистики о политике заключаются в пропаганде определенной идеологии, агитации в пользу определённых политических взглядов. Документальность со стороны авторов фильмов часто содержит мифы, цель которых заключается в формировании соответствующего отношения зрителя к политической реальности. 4. Интернет играет большую роль в распространении политических мнений через документальное кино. Фильмы, показанные по телевидению, выкладываются в Интернете авторами, часть фильмов о политике создается специально для всемирной сети. Интерактивное документальное кино – новая и свободная для отечественных авторов ниша. В Рунете активно производятся интерактивные проекты научно-популярного и социального направления, но практически отсутствует документальное кино о политике. Особенностью политической теледокументалистики, распространяемой в Интернете, является ее оппозиционная направленность. 5. Политическая интолерантность и нарушение профессиональной этики журналиста в документальной телевизионном кино о политике становятся обычным явлением. Политическая интолерантность в документальных проектах зарубежных авторов наиболее ярко проявляется накануне и в период выборных процессов. Апробация результатов исследования осуществлялась в рамках конференции форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2015» (30-31 октября 2015 г.), по результатам которой в журнале, входящем в РИНЦ, «Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования» (серийное издание «Век информации») опубликована статья «Политическая теледокументалистика в формировании политического знания». Опубликована статья в сборнике «Мультимедийный потенциал журналистики» (серийное издание «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов», входит в РИНЦ) – «Web-documentary в отечественной журналистике» (2016 г.). Статья «Телевидение как исторический ликбез» напечатана в сборнике Международного научного форума «Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения» (серийное издание «Век информации», входит в РИНЦ), на указанный форум автором также представлены тезисы «Телевидение как исторический ликбез», которые опубликованы в электронном сборнике.ru_RU
dc.description.abstractSummary of Master’s Thesis Daria Valerievna Zubko «The discourses of political TV-documentaries» Scientific supervisor – Yuri Vladimirovich Kluyev, Candidate of philological sciences, Assistant Professor Major – Journalism Study program – Documentary: creation and technologies Relevance of the topic is explained as follows. Documentaries about political issues, as a rule, always draw audience’s attention since the perestroika period (since late 1980s). They have been getting widely popular again since 2000 for the reason of total changes of the sociopolitical life in Russia. Such documentaries are actively discussed, quoted and get close attention of the audience. Documentaries on political subject are orientated to television; a certain number of projects are created with the only purpose to be spread in the Internet as well. State and private television companies are very interested in this topic. Not only documentaries directors but well-known journalists such as A. Buzaladze, A. Mamontov, L. Parfionov, A. Pivovarov, E. Popov, K. Siomin, A. Sladkov, V. Solovyov, etc. take part in political documentary projects making. There is a plenty of documentaries about politicians of all times on the TV screens and in the Internet. Often, films which subject is claimed as historical or social in practice turn into politically engaged movies expressing political views of the authors. Documentaries is an especial type of on-screen publicistic works. Documentary author has practically unlimited range of artistic methods and sound imitative means helping to cover a topic, to develop a plot, to give reasons for opinions and views with on-screen methods as well as to affect the spectators by means of emotionality and narrative logics. Tempo, rhythm, background music and verbalization of what is shown on the screen are work’s audiovisual contents; and attitude of film’s author towards storyline can be expressed by positive, neutral or negative assessment of demonstrated events and facts. By force of documentary it is much easier to redirect an individual to a certain political side, to make an illusion of “the cinema truth” or, what happens most frequently, to hold certain established political mood of the audience or to adjust it. Scientific novelty. The study presents: characteristics of contemporary political TV-documentaries; features of sociopolitical reality interpretation in films and questions of its personification of projects’ authors; traits of political TV-documentaries with Internet target audience; essential aspects of tolerance in TV-documentaries focusing on politics. The listed above material is based on wide theoretical and empirical data sets. The object of research is contemporary television documentaries on political vital questions subject. The subject of research is characteristics of structure and contents of political TV-documentaries causing a public response. To achieve this goal the following objectives have been set: 1) to define main types and levels of political discourses and to give their problematic and topical characteristics; 2) to determine the role and significance of documentaries in political knowledge forming; 3) to characterize personification method implemented in political TV-documentaries making; 4) to demonstrate features of web-oriented political TV-documentaries; 5) to reveal intolerance approaches regarding to political opponents by the examples of certain TV films. Hypothesis of the study. Review of the most well-known documentaries about politics enables to say that documentaries of this type are used as political struggle means in recent years. Actuality in political TV-documentaries acquires various screen forms; often, actuality includes political pressure and contains peremptory opinions. Author’s interpretation and estimation of the political reality, as a rule, coincide with the interpretation of the film’s main characters. At the same time, film’s author in fact becomes a full character of such documentary story which in general leads to intensive personification of the storyline. Theoretic-scientific background of the study is the following publications: A. Andreev, N. D. Artiunova T. A. van Dijk, L. July, S. G. Kara-Murza, V. I. Karasik, Y. V. Kluyev, P. Ricoeur, E. V. Shipova, Y. A. Sorokin etc.; interviews with directors and films reviews. Empirical material of research is Russian TV and web-documentaries analyzing current political situation in Russia. Chronological framework of the study is 2008 – 2016. Empirical base of the master thesis is documentaries on the political subject which became major focus of public attention, which caused discussions in the press and trials. The analysis is concentrated on the documentaries concerning political issues of the present and assessment of former politicians’ actions. During paper writing the following methods were used: observation, induction, deduction, comparative analysis and cognitive analysis. Thesis structure. The thesis consists of Introduction, two chapters, Conclusion, list of references Internet resources and filmography. Short summary of the chapters is given below: • The first chapter contents analysis of the principal theoretical conceptions on the research topic, characteristics of the main political discourses and their levels and the principal subjects of the political TV-documentaries filmed between 2008/2016. • The second chapter includes: determination of role which personification and author’s interpretation of political information plays in TV-documentaries; characteristics of web political documentaries and intolerance approaches towards political opponents. The theses submitted for defense: 1. As a whole, there is political pluralism in TV-documentaries. Films of this kind present both official (pro-governmental) and alternative (oppositional) discourses levels. 2. There is political pluralism in TV-documentaries. They present both official (pro-governmental) and alternative (oppositional) discourses. 3. Documentaries often include myths; films aim to redirect spectators to a certain political side, to influence political consciousness of the audience. 4. TV-documentaries have become a means of political struggle over the recent years whereupon intolerance of political movies makers to other political views is a common thing. Conclusion. The results obtained during the research are summarized as follows: 1. Political pluralism takes place in political TV-documentaries. Television documentaries have both official (pro-governmental) and alternative (oppositional, i.e. contrary to the official one) discourses. The priority in documentaries is given to information personification. It helps authors to affect spectators’ attitude practically to any event or fact shown on the air. 2. Number of political documentaries is growing; films about politics are actively advertised on TV channels and become Prime Time broadcasts including the cases when such documentary is a part of a sociopolitical broadcast where experts discuss it. Documentary cinematography of the last 10 years has been acting as means of political struggle. 3. Priority of TV-documentaries about politics is propaganda of certain ideology and agitation in favor of certain political movement. Documentaries often include myths which purposes to form relevant attitude of the audience to the political reality. 4. The Internet plays a big role in spreading political opinions by means of documentaries. Films shown on television are put on websites by the authors; some films about politics are made specifically for the World Wide Web. Audience of such pictures is not limited and its number constantly grows. Interactive documentaries are a new and free niche for Russian authors. There is a plenty of popular scientific and social projects but tiny number of political documentaries on the Russian websites. One of the particular features of web-documentaries about politics is oppositional direction. 5. Political intolerance and breach of the journalist professional ethics becomes a common thing in TV-documentaries about politics. Political intolerance in documentary projects of foreign authors takes place most of all before and during elections. Approbation of the research took place in terms of an annual forum “Philosophy days in St. Petersburg - 2015” (October 30-31, 2015) after which the article called Role of political TV-documentaries in political consciousness forming was published in one of the Russian Science Citation Index (Russian: РИНЦ) magazines called XXI century journalism: theoretical background searching (“Information century” serial publication). Author’s article “Web-documentary in Russian journalism” was published in the collection called Journalism multimedia potential (serial publication “Contemporary periodical press in the context of communicational processes”, a part of Russian Science Citation Index) in 2016. Article “Television as historical campaign against illiteracy” was published in International scientific forum collection “Media in Modern World. 54th Petersburg readings” (“Information century” serial publication, a part of Russian Science Citation Index). The basic concepts of the article, also, were presented by the author on the mentioned above forum; the theses were later published in the e-collection.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectдокументалистикаru_RU
dc.subjectдискурсыru_RU
dc.subjectполитикаru_RU
dc.subjectинтерпретация реальностиru_RU
dc.subjectтолерантность..ru_RU
dc.subjectdocumentariesen_GB
dc.subjectdiscoursesen_GB
dc.subjectpoliticsen_GB
dc.subjectinterpretation of realityen_GB
dc.subjecttolerance.en_GB
dc.titleDiscourses of political documentariesen_GB
dc.title.alternativeДискурсы политической теледокументалистикиru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.