Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://hdl.handle.net/11701/3079
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.advisor | Апенко Елена Михайловна | ru_RU |
dc.contributor.author | Красун Ирина Владимировна | ru_RU |
dc.contributor.author | Krasun Irina | en_GB |
dc.contributor.editor | кандидат филологических наук, доцент Е.М. Апенко | ru_RU |
dc.contributor.editor | Candidate of Philology, Associate Professor E.M. Apenko | en_GB |
dc.date.accessioned | 2016-08-31T12:39:48Z | - |
dc.date.available | 2016-08-31T12:39:48Z | - |
dc.date.issued | 2016 | |
dc.identifier.other | 042693 | en_GB |
dc.identifier.uri | http://hdl.handle.net/11701/3079 | - |
dc.description.abstract | Середина 19-го века в США и конец 19-го века в Британии различным образом повлияли на картину литературного процесса, но могут быть равно охарактеризованы как переломные периоды. Они подарили мировой литературе американского классика Германа Мелвилла и выдающегося английского писателя польского происхождения Джозефа Конрада. Несмотря на различия в эстетических позициях и мировоззрениях, оба писателя схожим образом разрабатывают некоторые темы, в частности, тему власти. Актуальность диссертации обусловлена отсутствием стабильного интереса в современной компаративистике к сопоставлению творчества двух авторов. Лишь в 2007 году в Щецине (Польша) прошла совместная конференция «Мелвилловского общества» и «конрадианцев», которая вынесла на повестку дня вопрос о критически малом числе работ, посвящённых общему вкладу двух писателей в мировую культуру. Научная новизна исследования обоснована панорамным взглядом на творчество Мелвилла и Конрада с привлечением разработок постколониальной теории и критики идеологических феноменов. Объектами исследования являются роман Германа Мелвилла «Моби Дик» (1851) и повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1899, 1902). Целью работы стало изучение трактовки обоими писателями проблемы власти в контексте своих культур и эпох. В рамках данной цели в исследовании ставятся следующие задачи: 1) проследить процесс демифологизации власти в обоих произведениях; 2) проанализировать принципы создания авторами образа «властной личности»; 3) изучить строение авторского художественного универсума на уровне иерархических отношений между «вселенной» и человеком. В соответствии с целями, работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых насчитывается четыре параграфа, и заключения. Общий объём работы составляет 106 страниц. Список использованной литературы включает в себя 139 источников, из них 111 – на английском языке. Во введении затронут вопрос преемственности между двумя авторами, дана краткая характеристика их творчества по отношению к современным им литературным традициям, а также обозначен комплекс тем, выделенных в предшествующих исследованиях как общие в произведениях обоих писателей. В первой главе анализируется роман Германа Мелвилла «Моби Дик». Она разделена на четыре параграфа, каждый из которых посвящён отдельному аспекту заглавной темы: «Американский имперский проект и творчество Мелвилла», «Власть идеи», «Власть личности» и «Власть природы». Вторая глава также насчитывает четыре параграфа - «Имперский проект в творчестве Конрада», «Власть идеи», «Власть личности», «Власть природы» - однако в ней речь идёт о повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Первый параграф даёт представление о творчестве писателей в его соотнесённости с современной им имперской парадигмой. С учётом специфики каждого произведения (авторской разработки темы) во втором параграфе обоих глав анализируется мифопоэтическая составляющая текстов (национальные, культурные мифы и мифологемы). В третьем параграфе каждой главы изучаются особенности образов главных героев, «властных личностей», их образные доминанты и характеристики, а также их связь с ключевыми для произведений мотивами. Четвёртый параграф посвящён разработке обоими авторами иерархии человек-природа. В заключении формулируются следующие выводы: 1) Мелвилл и Конрад творчески переосмысляют некоторые культурные (национальные) мифы, существовавшие во времена их творчества в статусе официальных установок: изводы «американского мифа», «mission civilisatrice», миф о героях цивилизации и цивилизованном человеке 2) художественные образы «властных личностей», или репрезентантов власти, в обоих произведениях строятся по формулам, специфичным для своих эпох, и при этом «заимствуют» многие черты у современных писателям исторических личностей; 3) основные организующие мотивы в текстах, связанные с властными фигурами, – мотив богоборчества в «Моби Дике» и богооставленности (отсутствия бога и его замены человеком) в «Сердце Тьмы»; 4) оба автора в своих произведениях освещают процесс «разворачивания» - перехода творческой энергии власти в рестриктивную, подавляющую, разрушающую; 5) в определении места человека относительно «вселенной» авторы стоят на сходных философских позициях, квинтэссенцию которых мы находим в философии А. Шопенгауэра; 6) Конрад ставит в теме власти морально-социальный акцент, Мелвилл – метафизический. | ru_RU |
dc.description.abstract | The mid-19th century in USA and the end of 19th century in Great Britain shows us different dynamics of literary processes; however, they still can be equally characterized as turning points in history. These periods gave to the world two internationally acclaimed writers - American novelist Herman Melville and Polish-British novelist Joseph Conrad. Despite the differences in their aesthetic stances and worldviews, these authors address some themes in a similar way, the theme of power in particular. The importance of this project is apparent due to the general lack of research on comparing and contrasting the above-mentioned novelists. Only in 2007 was a joint conference of Melville Society and Joseph Conrad Society held in Szczecin, Poland. The priority on the agenda of the talks was the fact that these authors’ contribution to the world culture has rarely been considered jointly. The originality of the research is to offer a panoramic view on Melville’s and Conrad’s works involving postcolonial theory and ideological criticism. The major works analyzed are the novel of Herman Melville “Moby-Dick, or the Whale” and the novella of Joseph Conrad ‘”Heart of Darkness”. The purpose of this project is to study how both authors handle the issue of power in their respective cultural contexts. Proceeding from the purpose the following objectives are set: 1) to trace the process of demythologization of power in both works; 2) to analyze the principles of fictional character’s creation, examining “the man of power” image; 3) to study the structure of both authors’ fictional worlds in terms of “man”-“nature” hierarchy. In accordance with the objectives the project consists of an introduction, two chapters (four sections each), and a conclusion. The total number of pages is estimated to be 106. The list of literature used consists of 139 items, 111 of which are in English. The introduction deals with the question of literary succession (if Conrad can be considered as Melville’s successor in literature) and the relation of both authors’ works to contemporary literary traditions. In addition, it provides the set list of recurring themes, discovered by previous research studies and marked as “common” for these authors. The first chapter addresses Herman Melville’s novel “Moby-Dick, or the whale”. It is divided into four sections, each one devoted to one separate aspect of the theme – “American imperial project and Melville’s creative work”, “Power of idea”, “Power of person”, “Power of nature”. The second chapter also consists of four sections, all under the same titles apart from the first section (“Imperial project in Conrad’s creative work”); the work analyzed there is Joseph Conrad’s novella “Heart of Darkness”. The first section in both chapters shows the relation between the authors’ works and the established imperial paradigm. Taking into consideration the authors’ treatment of the major theme, the second section covers the mythopoetic level of the texts. The third section deals with the main characters representations (“men of power”), their dominant features and their connection with the key motifs of the texts. The fourth section is devoted to the way Melville and Conrad model their fictional worlds using “man”-“nature” hierarchy. The following conclusions are formulated in the final part: 1) Melville and Conrad rethink some contemporary cultural (national) myths, which were present as the official directives: variants of “American myth”, “mission civilisatrice”, the myth about the heroes of civilization and the notion of a “civilized man”; 2) the artistic images of “men of power”, or representative power figures, in each work are constructed according to aesthetic formulas, specific to each period; at the same time they “borrow” some features from historical figures; 3) the main organizing motifs linked to power figures in the text are the motif of fight against god in “Moby Dick” and the motif of divine abandonment and god’s replacement in “Heart of Darkness”; 4) both authors shows the transformation of power: from creative force to restrictive and destructive; 5) when addressing the issue of humans’ place in the universe, both authors stand on the philosophical grounds, the essence of which we can find in the works of Arthur Schopenhauer; 6) Conrad emphasizes the moral and social aspects of power, Melville focuses on its metaphysical aspect. | en_GB |
dc.language.iso | ru | |
dc.subject | власть | ru_RU |
dc.subject | репрезентант власти | ru_RU |
dc.subject | имперский проект | ru_RU |
dc.subject | национальный миф | ru_RU |
dc.subject | цивилизация | ru_RU |
dc.subject | колониализм | ru_RU |
dc.subject | мотив богоборчества | ru_RU |
dc.subject | мотив богооставленности | ru_RU |
dc.subject | Артур Шопенгауэр | ru_RU |
dc.subject | power | en_GB |
dc.subject | representative power figure | en_GB |
dc.subject | imperial project | en_GB |
dc.subject | national myth | en_GB |
dc.subject | civilization | en_GB |
dc.subject | colonialism | en_GB |
dc.subject | motif of fight against god | en_GB |
dc.subject | motif of divine abandonment | en_GB |
dc.subject | Arthur Schopenhauer | en_GB |
dc.title | The theme of power in Herman Melville's "Moby-Dick" and Joseph Conrad's "Heart of Darkness" | en_GB |
dc.title.alternative | Тема власти в романе Г. Мелвилла "Моби Дик" и повести Дж. Конрада "Сердце тьмы" | ru_RU |
Располагается в коллекциях: | MASTER'S STUDIES |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
VKR_2016.pdf | Article | 1,01 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_st003472_Apenko_Elena_Mixajlovna_(supervisor)(Ru).txt | ReviewSV | 6,2 kB | Text | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_st003472_Apenko_Elena_Mixajlovna_(reviewer)(Ru).txt | ReviewRev | 9,98 kB | Text | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.