Рецензия на выпускную квалификационную работу «Тема власти в романе Г. Мелвилла “Моби Дик” и повести Дж. Конрада “Сердце тьмы”» Красун Ирины Владимировны Рецензируемая работа посвящена исследованию феномена власти в романе Г. Мелвилла «Моби Дик» и повести Дж. Конрада «Сердце тьмы». Целью данной работы является изучение особенностей разработки авторами темы власти исходя из различий и определенного сходства их трактовки «имперского проекта» – американского у Мелвилла и европейского у Конрада. Под имперским проектом понимается некая совокупность политических и философских идей, нашедших свое выражение в основных мифологемах эпохи. При этом автора интересуют художественно-философские (представления о человеке и универсуме) и мифопоэтические (национальные мифы, колониальные мифы, мифология власти) аспекты данной темы. Задача исследования состоит в том, чтобы проследить процесс демифологизации власти в обоих произведениях, проанализировать создание образа «властной личности», изучить строение художественного универсума на уровне иерархических отношений между природой и человеком, человеком и социумом, идеологией и индивидуальным сознанием. В соответствии с поставленной целью в работе проводится тщательное «тематологическое» исследование центральной темы в анализируемых произведениях. Актуальность заявленной темы не вызывает сомнений. Власть как многогранный феномен социо-культурного, политического и нравственного бытия остается предметом художественного осмысления на протяжении столетий. Интересно отметить, что И.В. Красун обратилась к исследованию этой темы в прозаических произведениях совершенно разных по методу, жанру, стилю и объему, написанных в разные эпохи. Тем не менее, как указывает автор во введении, несмотря на различия между художественными позициями авторов, в их творчестве можно найти многочисленные тематические схождения. Во введении достаточно убедительно обосновывается сама возможность такого сопоставительного анализа, определяются общие константы в художественных мирах писателей и сходство их произведений на уровне представлений о человеке и универсуме, а также, что немаловажно, указывается на отсутствие какого-либо влияния Мелвилла на Конрада. Автор выделяет три основных аспекта в теме власти – власть идеи, личности и природы. Работа состоит из двух глав, каждая из которых делится на четыре части, посвященные восприятию имперского проекта и трактовке трех составляющих феномена власти в произведениях Мелвилла и Конрада, соответственно. В заключении обобщаются сходства и различия эстетических и философских подходов двух авторов к интерпретации центральной темы. Принципиально важным представляется анализ скептического отношения каждого из авторов к имперскому проекту, которое проявляется в разрушении идеологических мифов. Именно это отношение, в котором сходство Мелвилла и Конрада наиболее очевидно, определяет способы художественного воплощения разноуровневых элементов власти. Одержимость одной идеей в романе Мелвилла и в повести Конрада трактуется как разрушительная сила. Логически оправдана в этом смысле связь между «идеологизмом» главных героев (Ахава и Куртца) и «властностью» личности каждого из них. Исследованию образов этих персонажей посвящены соответствующие разделы каждой главы («Власть личности»). В этих разделах детально анализируется типология героев в их противопоставлении персонажам-рассказчикам. Из этого анализа вытекает убедительное сравнение героев романтического и постромантического повествования, в которых имеются общие доминанты, определяющие амбивалентный характер власти идеи и личности. От рассмотрения отношений человека и социума автор переходит к анализу третьего аспекта власти – власти природы, которая в произведениях Мелвилла и Конрада предстает в разных символических ипостасях. Отмечая общие черты трактовки темы противостояния человека и природы, автор четко прослеживает различия роли природы у американского и британского писателей. Важными и интересными являются положения о шопенгауэровском подтексте в обоих произведениях. И.В. Красун демонстрирует глубокое проникновение в изучаемый материал с использованием и анализом многочисленных исследований творчества Мелвилла и Конрада, что можно отнести к несомненным достоинствам данной работы. В целом, выводы, которые делает автор, хорошо обоснованы. Убедительно показано основные различия в эстетических позициях писателей, главным из которых представляется выход Мелвилла на метафизический уровень в противоположность иррациональному утверждению идеологии власти у Конрада. Название работы предполагает сравнительный анализ двух произведений, и автор отлично справляется с исследованием различных аспектов темы власти в «Моби Дике» и «Сердце тьмы» в двух главах, однако хорошо структурированная исследовательская часть, к сожалению, не сопровождается достаточно развернутым и структурированным сопоставлением рассмотренных особенностей в отдельной заключительной главе. Вероятно, объем магистерской работы не позволил более подробно провести именно сравнительный анализ. Тем не менее, в заключении хорошо суммированы основные положения обеих глав и проводится сопоставление всех сходных черт и различий в художественной трактовке темы власти у Мелвилла и Конрада. Хотелось бы отметить, что рецензируемая работа является законченным самостоятельным исследованием, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает высокой оценки. Кандидат филологических наук, ст. преподаватель Ю.М. Барабанова