Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/12785
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorКузнецова Елена Владимировнаru_RU
dc.contributor.authorЧалапко Валентина Андреевнаru_RU
dc.contributor.authorChalapko Valentinaen_GB
dc.contributor.editorСидоров Виктор Александровичru_RU
dc.contributor.editorSidorov Viktor Аleksаndrovichen_GB
dc.date.accessioned2018-07-26T15:18:53Z-
dc.date.available2018-07-26T15:18:53Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.other058462en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/12785-
dc.description.abstractАктуальность темы исследования. 90-е годы XX века в нашей стране были полны переломных событий. Реформы, получившие название «перестройка», привели к распаду СССР, крушению старой идеологии, смене идеалов. Возникший кризис в экономической и духовной сферах не могли пройти бесследно для общества. Стал быстро рушиться привычный образ жизни людей, появилась массовая эмиграция, «утечка мозгов». Одновременно внутри государства начался очередной процесс самоидентификации народов, в некоторых регионах поднялись сепаратистские настроения, и это привело к конфликтам. Благодаря глобализации и американизации в России появились характерные для этих процессов тенденции, в числе которых «размытие» коллективного самосознания. В настоящий момент на укрепление этнокультурной идентичности направленны все усилия действующей власти и общества. Уже стала понятна ее важность для интеллектуальной и духовной жизни человека, необходимость оказывать ей поддержку. Однако помимо государственной политики в этой области, для формирования этнокультурной общности также нужно комфортное коммуникативное пространство. Религиозно-философская публицистика является площадкой для дискуссий, но что особенно важно, авторы философско-публицистических текстов запечатлевают идеи и анализируют их. В материалах современных публицистов есть смысловые ориентиры, прослежены точки роста новых ценностей. Данный феномен закрепился в общественной практике религиозных философов Серебряного века. Значение его в российском социуме различалось в зависимости от исторического периода – мыслители то показывали новый путь находящейся в религиозно-идеологическом тупике стране (например, конец XIX – начало XX вв.), претендовали на расширение политических и социальных горизонтов, то, наоборот, уходили в тень. В настоящее время многие исследователи говорят о росте интереса общества к этому типу текстов, поскольку «ренессанс» испытывает публицистика в целом . Кроме того, одним из стремлений современной культуры является эклектика, что в конечном итоге ведет к междисциплинарности, образованию объектов на стыке наук и искусств. Религиозно-философская публицистика с ее синтезом веры и разума хорошо вписывается в эту тенденцию, использование этого термина в повседневной практике становится все популярнее. Обоснование проблемы исследования. Мы рассматриваем дискурсы этнокультурной идентичности, их возникновение и развитие в религиозно-философской публицистике. Кроме того, нам интересно исследование обозначенной группы текстов в качестве познавательных. Это позволит выявить точки зрения, с которых освещают проблемы этнокультурной общности внутри конкретного направления, определить возможные пути их решения. Проблемой представляется тот факт, что до сих пор современное состояние религиозно-философской публицистики практически не изучено. Несмотря на обилие литературы по этому вопросу, нет общепринятого определения данного вида публицистики, не прослежены основные тенденции, которые в ней существуют, не вполне ясно, как религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, могут влиять на общество. В этом нам предстоит разобраться. Таким образом, цель данной работы определить комплекс идей, которые, по мнению современных публицистов, помогут укрепить идентичность социума и его индивидов в публичном пространстве. Объектом работы является религиозно-философская публицистика, актуализирующая проблемы этнокультурной идентичности. Предметом – ценности религиозно-философской публицистики, которые помогают преодолеть кризисные явления этнокультурной идентичности, с точки зрения современных авторов. Теоретическая база и степень научной разработанности темы. Исследования, которые в той или иной степени касались религиозно-философской публицистики, можно разделить на несколько групп. Первую из них составляют труды, посвященные философии и теории публицистики. К ним можно отнести работы Е. В. Зелениной, В. В. Зеньковского, В. С. Степина, П. А. Сапронова, М. В. Шкондина, А. Л. Семеновой, Ю. В. Синеокой. Стоит сказать, что религиозно-философская публицистика не является главным предметом этих исследований, но термин упоминается «на полях». Вторая часть источников имеет непосредственное отношение к упомянутому феномену (Н. В. Козловская, А. Е. Рыбас, Н. М. Азарова, Р. В. Жолудь). Тем не менее, в них редко рассматривается текущее состояние религиозно-философской публицистики, за исключением кандидатских диссертаций М. А. Шахбазян и Е. В. Кузнецовой. Первая выделила ряд тенденций и сущностных свойств упомянутых текстов в трансформировавшемся в конце XX – начале XIX веков коммуникативном пространстве, другая – определила религиозно-философскую публицистику как часть современной философской. Наконец, нами рассмотрен блок работ об этнокультурной идентичности: М. Ш. Абдулаев, Е. С. Куква, И. В. Малыгина, М. А. Михайлова. Здесь было важно найти с точки взаимодействия журналистики и дискурса этнокультурной идентичности. Изучением этого вопроса занимались И. Н. Блохин, В. В. Ванчугов. Эмпирическую базу образуют два блока, позволяющие составить представление о том, с каких сторон рассматривают проблему этнокультурной идентичности в религиозно-публицистических текстах. Основой базы является контент-анализ материалов, размещенных в 2014-2016 годах в качественной прессе, размышляющей о самосознании человека и проводящей соответствующие дискуссии (газета «Завтра», приложение «Независимой газеты» «НГ Религия», «Литературная газета», журнал «Эксперт»). Вместе с тем, преследовалась задача дать более широкий контекст возникновению и развитию проблемы общности в религиозно-философской публицистике. В связи с этим привлечены материалы по теме и за более ранний период. Они были представлены в «Новой газете», газете «Известия», «Российской газете», журнале «Огонек», сборнике статей «Вехи-2009». Задачи магистерской диссертации: - определить функции, которые религиозно-философская публицистика выполняет в современном обществе; - рассмотреть значение этнокультурной идентичности в ценностно-смысловом поле религиозно-философской публицистики; - проанализировать масштаб проблемы укрепления этнокультурной идентичности в современной России и степень ее медийного освящения; - опираясь на тексты отечественных публицистов, определить причины кризиса этнокультурной общности на примере русской идентичности; - определить возможность преодоления кризиса русской идентичности с помощью религиозно-философских идей, заложенных в журналистские тексты. Методология и методы исследования: общенаучные методы описания, структурно-функциональный анализ, контент-анализ. Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации были представлены на различных конференциях – в ходе работы секции «Коммуникативные агрессии: российско-европейский контекст» международного форума STRATCOM (СПб, 2017), в рамках конференции «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (СПб, 2017) и международной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 9-11 марта 2017 года). Структура работы обусловлена постановкой задач и последовательностью их решения. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение и список литературы.ru_RU
dc.description.abstractRelevance of the research. The end of the 20th century was full of turning points in our country. Reforms, called "perestroika", led to the collapse of the Soviet Union, the collapse of the old ideology, the change of ideals. The crisis in the economic and spiritual spheres could not pass for society without a trace. There were a mass emigration and a "brain drain". Simultaneously, the process of self-identification of people began in the state, separatist sentiments arose in some regions, and that led to conflicts. Thanks to globalization "blurring" of collective self-awareness appeared in Russia. Nowadays all efforts of the current government and society are aimed at strengthening the ethnical and cultural aspects of identity. It has already become clear its importance for the intellectual and spiritual life of men. However, we need not only the state policy for the formation of the ethnical and cultural aspects of identity, but also a comfortable communicative space. Religious and philosophical publicism is a platform for discussions. The authors of philosophical and journalistic texts register ideas and analyze them. There are semantic reference points in the materials of modern publicists, traced the points of growth of new values. All these factors determine the relevance of the work. The object of the research is religious and philosophical publicism, which actualizes the problems of ethnical and cultural identity. The subject is the values of religious and philosophical journalism that help overcome the crisis phenomena of ethnical and cultural identity. The purpose of the paper is to define a group of ideas in the religious and philosophical publicism that helps to strengthen the ethnical and cultural aspects of identity in the state. Scientific-theoretical and practical significance of the research is that we generalized a lot of materials devoted to the ethnical and cultural aspects of identity and religious in philosophical publicism. The conclusions of the study can be used for the further researching of the problem in the theory of journalism. The paper can also be useful to journalists. Tasks: - to define the position of the ethnical and cultural identity in the value-semantic field of religious and philosophical publicism; - to analyze the scale of the problem of strengthening the ethnical and cultural aspects of identity and the degree of its media sanctification in modern Russia; - based on the texts of Russian publicists, to determine the causes of the crisis of the ethnical and cultural aspects of identity on the example of Russian identity; - to determine the possibility of overcoming the crisis of Russian identity with the help of religious and philosophical ideas embedded in journalistic texts. Methods. When writing scientific work, general scientific methods were used: analysis, synthesis, comparison. As a key method of collecting and processing empirical material, qualitative content analysis was chosen. Structure of the paper. The master's thesis contains an introduction, two chapters, a conclusion, list of literature.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectрелигиозно-философская публицистикаru_RU
dc.subjectидентичностьru_RU
dc.subjectэтнокультурная идентичностьru_RU
dc.subjectценностный кризисru_RU
dc.subjectжурналистикаru_RU
dc.subjectreligious and philosophical publicismen_GB
dc.subjectidentityen_GB
dc.subjectethnical identityen_GB
dc.subjectvaluable crisisen_GB
dc.subjectjournalismen_GB
dc.titleEthnocultural identity discourse in religious and philosophical opinion journalismen_GB
dc.title.alternativeДискурс этнокультурной идентичности в религиозно-философской публицистикеru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.