Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/11701/12370
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.advisorУракова Александра Павловнаru_RU
dc.contributor.authorВихрова Ксения Александровнаru_RU
dc.contributor.authorVikhrova Kseniiaen_GB
dc.contributor.editorАствацатуров Андрей Алексеевичru_RU
dc.contributor.editorAstvatsaturov Andrei Аlekseevichen_GB
dc.date.accessioned2018-07-26T15:17:47Z-
dc.date.available2018-07-26T15:17:47Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.other017036en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/12370-
dc.description.abstractДанная выпускная квалификационная работа посвящена анализу функционирования постапокалиптического сюжета в американском кино 1990-2000-х гг. Объект изображения и художественного осмысления постапокалиптики – жизнь выживших в мире после глобального катаклизма. Произведения с постапокалиптическим сюжетом формируют значительный пласт современной популярной культуры. Многочисленные книги, фильмы, компьютерные игры с постапокалиптическим сюжетом выступают не только в качестве развлечения, но и в роли терапии страхов аудитории. В рамках данной работы предпринята попытка включить в общий контекст постапокалиптической традиции особое направление научной фантастики – киберпанк, или «технологическую» постапокалиптику, получившую наибольшее распространение в американской литературе 1980-х и кино 1990-х гг. Актуальность данного исследования обусловлена стабильно высоким интересом к постапокалиптике со стороны исследователей и общества в целом. Результаты данной работы позволяют пересмотреть некоторые аспекты традиционного определения постапокалиптики и расширяют интерпретационное поле значительного корпуса произведений популярной культуры в контексте анализа комплекса мифов, сформировавших американскую национальную идентичность. Научная новизна заключается в анализе сравнительно нового материала и попытке переопределения устойчивой классификации постапокалиптических произведений. Цель данного исследования заключается в анализе развития и выявлении ключевых характеристик постапокалиптики в 1990–2000-х гг. на материале американского кино. Объектом исследования являются американские постапокалиптические кинофильмы рубежа XX–XXI вв., а также некоторые литературные произведения с постапокалиптическим сюжетом. Предметом исследования является специфика реализации и функционирования постапокалиптического сюжета и его ключевых мотивов в популярных произведениях американской культуры. Методологической основой исследования послужил культурно-исторический метод в сочетании с методом структурного анализа как наиболее эффективные для решения поставленных задач. Также для анализа кинотрилогии «Матрица» были использованы некоторые методы структурного психоанализа Ж. Лакана, что обусловлено характером материала. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Объём работы составляет 123 страницы. Во введении формулируется цель и задачи работы, а также предлагается краткий обзор теоретической базы исследования. Первая глава «Апокалипсис и постапокалипсис: от мифа до серийного сюжета» представляет собой обзор существующих представлений о мифологеме апокалипсиса в разные исторические периоды, анализ функционирования финалистского сюжета в постмодернистской парадигме, определение постапокалиптики в сравнении с апокалиптикой и выделение ключевых этапов ее развития. Вторая глава «Постапокалиптический сюжет в контексте американской национальной культуры» раскрывает сущность влияния национальных мифов и религиозного мировоззрения американцев на реализацию и трансформацию постапокалиптического сюжета в популярной культуре. Третья глава «Американское постапокалиптическое кино 1990–2000-х: технологическая антиутопия» представляет собой попытку выделить ключевые черты, характеризующие киберпанк как специфическое направление постапокалиптики, получившее широкое распространение на рубеже веков. Также в третьей главе представлен анализ кинотрилогии «Матрица» в контексте выделенного комплекса мотивов киберпанка. В результате проведенного анализа было выявлено, что в фильмах киберпанка находит отражение свойственная американскому мировоззрению тенденция к переписыванию истории в отношении как коллективного, так и индивидуального прошлого. Желание «начать все сначала», как уже было отмечено, является характерным признаком постапокалиптического повествования и выступает в качестве индикатора неудовлетворенности актуальным состоянием бытия, стремлением добраться до первооснов и «истинных» ценностей. Произведения киберпанка демонстрируют преимущества эскапистского отказа от физического мира в пользу виртуального пространства, которое осмысляется как непокоренная, не освоенная человеком зона, новый фронтир. Хакер, образ которого генетически восходит к легендарной фигуре американского ковбоя, противостоит капиталистическому обществу и наполняет виртуальную реальность человеческими смыслами. Реактуализация исходных ценностей, как это показано в кинотрилогии «Матрица», оказывается возможной исключительно через разрыв цикличности времени и реабилитацию физического мира и телесности.ru_RU
dc.description.abstractThe thesis deals with the functioning of the post-apocalyptic scenario in the American cinema of the 1990-2000s. The object of depiction and artistic understanding of post-apocalyptic works is the life of survivors in the world after a global cataclysm. Post-apocalyptic works form a significant part of modern popular culture. Numerous post-apocalyptic books, films and computer games act not only as entertainment, but also as therapy for the fears of the audience. Within the framework of this thesis, an attempt is made to include in the general context of post-apocalyptic tradition a special direction of science fiction – cyberpunk, or a "technological" post-apocalyptic movement, which was most widely spread in American literature of the 1980s and movies of the 1990s. The relevance of this study is due to the consistently high interest in post-apocalyptic behavior on the part of researchers and society as a whole. The results of this thesis provide reconsideration of the traditional definition of post-apocalyptic scenario and expand the interpretation field of a significant body of popular culture works in the context of analyzing the complex of myths that formed American national identity. The thesis’s novelty is determined by its relatively new material and the attempt to redefine the stable classification of post-apocalyptic works. The purpose of this study is to analyze development and identify key characteristics of post-apocalyptic in the 1990-2000's on the material of American cinema. The object of the study are American post-apocalyptic motion pictures of the turn of the 20th and 21st centuries, as well as some literary works with a post-apocalyptic scenario. The subject of the study is the specificity of the realization and functioning of the post-apocalyptic scenario and its key motifs in popular works of American culture. The methodological basis of the study was the cultural-historical method in combination with the method of structural analysis as the most effective for solving the tasks posed. The analysis of the movie trilogy "Matrix" required some methods of structural psychoanalysis of J. Lacan, which is conditioned by the material. This work consists of an introduction, three chapters, conclusion and a bibliographic list. The thesis is 123 pages. The introduction consists of the purpose and objectives of the thesis and also offers a brief overview of the theoretical basis of the study. The first chapter "Apocalypse and post-apocalypse: from myth to serial scenario" is a review of existing ideas about the mythologeme of the apocalypse in different historical periods, analysis of the functioning of the finalist scenario in the postmodern paradigm, the definition of post-apocalyptic versus apocalyptic and the identification of the key stages of its development. The second chapter "Post-apocalyptic scenario in the context of American national culture" reveals the essence of the influence of national myths and the religious worldview of Americans on the realization and transformation of the post-apocalyptic scenario in popular culture. The third chapter, "American post-apocalyptic cinema of the 1990-2000s: technological anti-utopia" is an attempt to identify key features that characterize cyberpunk as a specific direction of post-apocalyptic, widely spread at the turn of the century. The third chapter provides an analysis of the Matrix movie trilogy in the context of the selected set of cyberpunk motifs. As a result of the analysis it was revealed that in the films of cyberpunk there is a reflection of the tendency towards the rewriting of history in relation to both the collective and individual past, characteristic of the American worldview. The desire to "start all over again," as already noted, is a characteristic sign of post-apocalyptic narrative and serves as an indicator of dissatisfaction with the actual state of being, the desire to get to the roots and "true" values. The works of cyberpunk demonstrate the advantages of escapist abandonment of the physical world in favor of virtual space, which is interpreted as an unconquered, uninhabited zone, a new frontier. The hacker, whose image is genetically traced back to the legendary figure of an American cowboy, resists capitalist society and fills virtual reality with human senses. Reactualization of the original values, as shown in the trilogy "Matrix", is possible only through a break in the cyclical nature of time and the rehabilitation of the physical world and corporeality.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectпостапокалиптикаru_RU
dc.subjectмифологема апокалипсисаru_RU
dc.subjectпопулярная культураru_RU
dc.subjectкиберпанкru_RU
dc.subjectамериканские национальные мифыru_RU
dc.subjectpost-apocalypseen_GB
dc.subjectapocalypse mythen_GB
dc.subjectpopular cultureen_GB
dc.subjectcyberpunken_GB
dc.subjectAmerican national mythsen_GB
dc.titlePost-Apocalyptic Scenario in the American Cinema of the 1990s-2000sen_GB
dc.title.alternativeПостапокалиптический сюжет в американском кино 1990—2000-х гг.ru_RU
Appears in Collections:MASTER'S STUDIES

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
md_Vikhrova.docxArticle266,93 kBMicrosoft Word XMLView/Open
reviewSV_recenziya_K_A__Vixrova.docxReviewRev19,28 kBMicrosoft Word XMLView/Open
reviewSV_st005253_Astvacaturov_Andrej_Alekseevich_(supervisor)(Ru).txtReviewSV4,91 kBTextView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.