Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5296
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorКуксин Игорь Александровичru_RU
dc.contributor.authorМацаков Дмитрий Борисовичru_RU
dc.contributor.authorMatsakov Dmitriien_GB
dc.contributor.editorкандидат филологических наук И.А.Куксинru_RU
dc.contributor.editorCandidate of Philology I.A.Kuksinen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:25:45Z-
dc.date.available2016-10-10T02:25:45Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043228en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5296-
dc.description.abstractАннотация магистерской диссертации Мацакова Дмитрия Борисовича «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КИНО- И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ» “Environmental issues in the film and television documentary” Н. рук. – Куксин Игорь Александрович, канд. филол. наук, доцент Направление подготовки - Журналистика Профиль – Документальный фильм: творчество и технологии Ключевые слова: документальное кино, экологические проблемы, экологическое сознание, экологический кризис, формирование экологического сознания. Keywords: documentary, environmental issues, environmental consciousness, ecological crisis, formation of environmental consciousness. Актуальность исследования. В современном мире возросшая ценность нового экологического знания обусловлена интенсивным развитием экологического кризиса в масштабах всей планеты. Требуется глобальная экологизация сознания населения планеты, продвижение экоцентрических принципов и ценностей. Это поможет осознать необходимость сохранения окружающей среды и пагубность антропогенного воздействия. На сегодняшний день кино и телевидение являются наиболее действенными информационными каналами для распространения комплексного знания об экологической проблематике, поэтому вопрос об их реальной роли в этом процессе представляется актуальным. Научная новизна данной работы заключается в анализе документальных фильмов, затрагивающих экологическую проблематику, сквозь призму критериев их эффективности в формировании экологического сознания. Цель исследования – выявить соответствие содержания и формы документальных фильмов, затрагивающих экологическую проблематику, потребностям процесса экологизации сознания. Достижение указанной цели осуществляется посредством решения более частных исследовательских задач: 1) Краткое описание исторических этапов развития экологического сознания и современного понимания экологии. 2) Описание сущности актуальных на данный момент экологических проблем. 3) Описание подходов к пониманию сущности экологического сознания с точки зрения науки. 4) Описание состояния экологического сознания населения России в разные периоды времени на основе социологических исследований. 5) Описание методов оценки эффективности средств массовой коммуникации в процессе формирования экологического сознания и выделение критериев оценки. 6) Характеристика единиц эмпирического материала в соответствии с заявленной целью исследования. 7) Формулировка выводов на основе характеристики эмпирического материала и его классификации. Объектом исследования являются отечественные и зарубежные документальные фильмы, посвященные экологической проблематике. Предмет исследования – выразительные средства и способы передачи информации, представляющие форму и содержание фильма и в совокупности образующие методы воздействия на сознание зрителя для формирования определенного знания и отношения к поставленной проблеме. Эмпирический материал представлен документальными кино- и телефильмами, созданными авторами из различных стран мира в период с 2000 года до настоящего времени. В рамках исследования было рассмотрено более 20 фильмов. Среди них такие работы, как «Дом. История путешествия» Яна Артюса-Бертрана, «Неудобная правда» Девида Геггенхайма, серия документальных фильмов «Переломный момент» канала Discovery, «История одного обмана, или глобальное потепление». Все эти фильмы транслировались в эфире телеканалов «Россия 1», Discovery и National Geographic. В ходе работы были использованы следующие методы: описание контента; структурно-функциональный; сравнительный анализ; семантический и синтаксический анализ закадрового текста; экспертное интервью. Гипотеза данного исследования: большинство произведений кино- и теледокументалистики, затрагивающих экологическую проблематику, способны выполнять функцию по экологозации сознания зрителя. В рамках исследования мы исходим из представления о том, что с помощью определенных выразительных средств и способов коммуникации со зрителем, используемых авторами, документальные картины могут служить инструментом формирования экологического сознания. Практическая значимость обоснована возможностью использовать материалы и полученные выводы в методических целях: для разработки спецкурсов или внедрения в программу основных учебных дисциплин образовательных учреждений разных уровней. Структура работы представлена введение, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением, содержащим список эмпирического материала и расшифровку экспертного интервью. В рамках первой главы представлено современное понимание термина «экология» и краткий обзор становления экологии как науки. Дополнительно приведено описание актуальных на сегодняшний момент экологических проблем. Первая глава содержит подробную характеристику этапов формирования экологического сознания и сущности такого типа сознания с точки зрения науки. Первый параграф второй главы посвящен теоретическому исследованию роли средств массовой коммуникации и конкретно документального кино в процессе формирования экологического сознания. Выявлены определенные критерии оценивания содержания и формы эмпирического материала с точки зрения его возможности быть одним из способов выработки экологического сознания. В тексте главы дана характеристика произведений кино- и телевизионной документалистики, затрагивающей экологическую проблематику. Определяется наличие в содержании фильмов элементов, которые соответствуют описанным ранее критериям. Основные выводы. В ходе исследовательской работы нам удалось определить, что произведения кино- и телевизионной документалистики, затрагивающие экологическую проблематику, содержат элементы, которые могут способствовать процессу формирования экологического сознания. В своей совокупности эти элементы в рамках произведения кинематографа становятся инструментом одновременного воздействия на различные области человеческого сознания. Стоит отметить, что в своем содержании каждый конкретный фильм не способен соответствовать всем предъявляемым критериям. В большинстве случаев признаки, реализующие тот или иной критерий, недостаточно выражены. В редких случаях отсутствуют полностью. В фильмах могут превалировать элементы, выполняющие свои функции по двум-трем критериям. В угоду их более четкому или яркому выражению создатели отказываются от использования других доступных средств общения со зрителем. Прослеживается некоторая зависимость между жанровой принадлежностью фильма и преобладанием одних элементов содержания над прочими. Это приводит к тому, что отдельные фильмы не полностью соответствуют критериям, использованным при анализе. Фактологические данные в совокупности с специальными выразительными средствами и иными методами эмоционального воздействия образуют систему, которая способна на различных уровнях принимать участие в многоуровневом процессе формирования нового экологического мировоззрения.ru_RU
dc.description.abstractAnnotation master's thesis Matsakova Dmitry Borisovich “Environmental issues in the film and television documentary” Scientific adviser – Kuksin Igor Aleksandrovich, Candidate of philological sciences, docent Direction of training – Journalism Profile – Documentary: creation and technology Keywords: documentary, environmental issues, environmental consciousness, ecological crisis, formation of environmental consciousness. The relevance of research. In modern world ecological crisis develops intensively on a global scale. This is provide the increased value of new environmental knowledge. It demands global ecologization of consciousness the world's population and advancement of ecocentric principles and values. It will help to realize that we are should save the environment from harmful anthropogenic impact. To date the cinema and television is the most effective information channel for spread comprehensive knowledge about ecological problems. Thus question about their real role in this process seems relevant. The scientific novelty of the stady is analysis documentaries about environmental issues through the lens of criteria their effectiveness in the formation of ecological consciousness. The goal of research – reveals that the content and form of documentaries about environmental issues comply with needs the process ecologization of consciousness. The objectives of research: 1) It is brief description of the historical stages in development of ecological consciousness and modern understanding of ecology. 2) It is description of the essence of environmental problems actual presently. 3) It is description of approaches to understanding the essence of environmental consciousness in terms of science. 4) It is description of environmental consciousness of the Russian population during different periods on the basis of sociological research. 5) It is description of the methods for assessing the effectiveness of the mass media in the formation of environmental consciousness and the selection criteria for assessing. 6) It is characteristics of units empirical material in accordance with the stated goal of the study. 7) It is formulation conclusions based on characteristics of empirical material and its classification. The object of research is domestic and foreign documentaries about environmental issues. The subject of research is expressive means and methods of transmitting information that make up the form and content of the film. In the aggregate it constitutes methods of impact on the consciousness of the viewer for formation of certain knowledge and attitude to the represent problem. The empirical material is documentary films and films made for television created by authors from different countries since 2000 to the present. More than 20 films reviewed by in research. They include such works as "Home” directed Jan Arthus-Bertrand, "An Inconvenient Truth" by David Geggenhayma, a series of documentary films "The Tipping Point" the Discovery Channel, " The Great Global Warming Swindle ". All these films were broadcast TV channels «Russia 1», Discovery and National Geographic. During the work we used following methods: Description of content; structural and functional; comparative analysis; semantic and syntactic analysis of the offscreen text; expert interview. The hypothesis of this research is that majority of the work of documentary cinema about environmental issues capable performing the function of formation of environmental consciousness of the audience. In the research we assume that the authors of films using certain expressive means and ways of communication with the audience. With these elements documentaries can serve as a tool for formation of environmental consciousness. The practical significance is the possibility to use the materials and obtained conclusions in the methodological purposes: to develop special courses or introduction into the program of the main disciplines of educational institutions of different levels. The structure of the study is introduction, two chapters, conclusion, bibliography and enclosure. enclosure contains a list of empirical material and deciphering the expert interview. The first chapter contains description the modern understanding of the term "ecology" and an overview of the formation of ecology as a science. Additionally it describes the actual environmental problems at the moment. The first chapter detailed characteristic of the stages of formation of ecological consciousness and essence of this type of consciousness in terms of science. The first paragraph in second chapter is devoted to theoretical research the role of the mass media and particularly documentaries in the process of formation of ecological consciousness. We identified certain criteria for assessing of the content and form empirical material in terms its ability to be one of the ways to generate environmental consciousness. The chapter text contains characteristic the work of film and television documentary about environmental issues. It determines the presence of elements in the content of films that meet the criteria described earlier. The main conclusions. During the research we have been able determine that the work of the film and television documentary about environmental issues contain elements that can contribute to the process of formation of ecological consciousness. Together under the product of cinematography these elements become a tool of simultaneous influence on different areas of human consciousness. It is worth noting that a specific movie is not able to meet all the produced criteria in its content. In most cases, signs insufficiently express of realizing one or another criterion. In rare cases, they completely absent. Movies can have elements that perform the functions of two or three criteria. They express more clearly and vividly, therefore the creators refuse to use other means available for communication with the audience. Is possible to trace some relationship between the genre of the film, and the predominance of one over the other elements of the content. This leads to the fact that some films do not fully comply with the criteria which we use in the analysis. Factual data in conjunction with the special expressive means and other methods of the emotional impact form a system. It is capable at various levels to take part in a multi-level process of forming a new ecological worldview.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectдокументальное киноru_RU
dc.subjectэкологические проблемыru_RU
dc.subjectэкологическое сознаниеru_RU
dc.subjectэкологический кризисru_RU
dc.subjectформирование экологического сознанияru_RU
dc.subjectdocumentaryen_GB
dc.subjectenvironmental issuesen_GB
dc.subjectenvironmental consciousnessen_GB
dc.subjectecological crisisen_GB
dc.subjectformation of environmental consciousnessen_GB
dc.titleEcological issues in film and television documentariesen_GB
dc.title.alternativeЭкологическая проблематика в кино- и телевизионной документалистикеru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.