РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Дмитрия Борисовича Мацакова «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КИНО- И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ» Направление подготовки – «Журналистика» Профиль – «Документальный фильм: творчество и технологии» Магистерская диссертация Дмитрия Борисовича Мацакова представляет собой научное сочинение, соответствующее требованиям жанра и в целом удовлетворяет формальным критериям, предъявляемым к магистерским диссертациям в СПбГУ. Актуальность темы представленного для защиты диссертационного исследования не вызывает сомнения. В конце XX века цивилизация вошла в пору кризисов. Одним из наиболее острых стал кризис экологии, деградация экосферы. В то же время оказалось, что экологические проблемы носят глобальный характер и их невозможно решить только запретительными мерами в пределах одного государства. Требуется подход, связанный с изменением отношения человека к вопросам экологии на уровне культуры. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации, тотального присутствия информационных технологий и дигитализации контента по-прежнему остаются основным каналом, способным формировать массовое сознание. Одним из важных направлений в структуре электронных СМК, способных выполнять эту роль, является теледокументалистика. Именно документалистика дает аудитории возможность увидеть и понять масштаб и глубину социальной проблемы. Однако и сама документалистика находится в динамике. Она реагирует на вызовы жизни своей экранной проблематикой, но и сама находится под прессом ожиданий массовой аудитории и вынуждена под них подстраиваться.Эти процессы находятся в постоянном развитии и, несмотря на нарастающую динамику, требуют постоянного научного изучения, осмысления и прогнозирования. Всё это делает работу Д.Б. Мацакова не только вполне оправданной для исследования, но и своевременной. Вполне понятна и не вызывает возражения цель данной работы, а также поставленные задачи, которые определяют структуру и логику исследования. Обоснованы и определены объект и предмет исследования, а также методы, которые использует автор для решения научной задачи. Работа состоит из двух глав (11 параграфов), которые органично дополняют друг друга, развивают и оформляют исследование в единое целое. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что в каждой главе подводится промежуточный итог, что является своего рода акцентом и внушает уверенность в том, что автор владеет материалом и чётко контролирует ход рассуждений. В теоретической части исследования автор достаточно подробно и вполне обоснованно уделяет внимание формированию экологического сознания у массовой аудитории. Вполне обоснованно напоминание о том, что цивилизация с её антропоцентричной, техногенной моделью развития в настоящее время оказалась в экологическом кризисе. Автор опирается на абсолютно верный постулат в системе доказательств своих мыслей. "Новые исследования показывают, что на эмоции ложится важная роль в сознательном восприятии окружающего мира, - приводит он цитату из работы Стерлиговой. - Наша память обладает свойством сохранять эмоционально окрашенные события в течение более долгого периода, нежели нейтральные". А переходя к практическим результатам воздействия фильмов на зрителя, исследователь обоснованно делает вывод, что "создателям фильмов необходимо тщательно аргументировать высказываемую точку зрения с целью убедить зрителя в своем праве использовать императивные формы высказываний и побуждать его к совершению определённых действий". В практической части диссертационного исследования Д. Б. Мацаков достаточно подробно описывает влияние массовых коммуникаций на формирование массового сознания, что, в свою очередь, обосновывает его утверждение о важной роли современной документалистики в формировании экологического массового сознания. Логика исследования подтверждается практическими примерами, что делает вполне обоснованным подтверждение тезисов, выносимых на защиту. Однако в работе есть ряд недостатков, которые могут быть приняты во внимание при дальнейшем исследовании данной темы автором или его последователями. Например, вся доказательная база опирается на произведения экрана, созданные за рубежом. И хотя человечество, по определению, ведёт своё существование от общих предков, всё же менталитет российского зрителя отличается от такового же европейского менталитета. Отсюда следует, что и способы воздействия на зрителя в системе эмоциональных образов не могут совпадать буквально. Проверка в системе «Антиплагиат» показала лишь 7% заимствований в тексте диссертационного исследования Д.Б. Мацакова, что не противоречит правилам и условиям предъявления работы для публичной защиты. Указанные выше недостатки никоим образом не снижают общее хорошее впечатление от проделанного автором исследования. Дмитрий Борисович Мацаков заслуживает присвоения ему искомой степени магистра журналистики, а магистерская диссертация – положительной оценки. Официальный рецензент – доцент кафедры режиссуры телевидения Санкт-Петербургского Государственного Института Кино и Телевидения кинорежиссёр-документалист, продюсер, руководитель АНО "Киностудия ПС" Солдатенков Пётр Яковлевич.