Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5277
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorДускаева Лилия Рашидовнаru_RU
dc.contributor.authorАкулович Ирина Анатольевнаru_RU
dc.contributor.authorAkulovich Irinaen_GB
dc.contributor.editorдоктор филологических наук, доцент Л.Р.Дускаеваru_RU
dc.contributor.editorDoctor of Philology, Associate Professor L.R.Duskaevaen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:22:49Z-
dc.date.available2016-10-10T02:22:49Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043124en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5277-
dc.description.abstractАктуальность исследования обусловлена значимостью изучения средств выражения отрицательной оценочности в журналистских текстах, которые реализуются в различных коммуникативных сценариях. Владение алгоритмами трансляции оценки является одним из ключевых профессиональных требований, предъявляемых к журналисту, поскольку оценочность – одна из важнейших функциональных семантико-стилистических категорий, с помощью которой автор выражает свое отношение к различным процессам, происходящим в обществе, определяя степень их ценности. Новизна работы заключается в выявлении основных видов коммуникативных сценариев выражения отрицательной оценочности в арт-журналистике. Апробация исследования. Основные результаты магистерского исследования были представлены на научно-практической конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (9 – 11 марта 2016 г., Санкт-Петербург) и отражены в четырех научных публикациях. Цель работы: выявление средств, используемых для актуализации определенных коммуникативных сценариев при трансляции отрицательной оценки произведений искусства в журналистских текстах. Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач: – создать терминологическую базу исследования; – установить формы и средства выражения отрицательной оценочности; – дать определение коммуникативного сценария по отношению к журналистским текстам; – описать основные виды коммуникативных сценариев; – проанализировать коммуникативные сценарии, используемые при выражении отрицательной оценочности в арт-журналистике. Методы исследования. Интенционально-стилистическое описание смысловой структуры и речевой формы медийного текста, метод аксиологического исследования категории оценочности, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа, выборочный метод, лингвистический анализ, сравнительно-сопоставительный метод. Объект исследования – журналистский арт-текст с доминирующей оценочной интенциональностью, посвященный произведениям искусства. Предмет – специфические речевые средства и текстовые формы актуализации речевой репрезентации коммуникативных сценариев, нацеленных на выражение отрицательной оценки произведений искусства в журналистских текстах. Эмпирическая база исследования: рецензии на произведения искусства, представленные в периодических изданиях Санкт-Петербурга, таких как «Деловой Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», специализированного журнала «PRO Танец», а также тексты о русской литературе, опубликованные в политологическом журнале Foreign Policy за 2013 – 2016 гг. Теоретическая база представлена исследованиями логического аспекта оценки – работы А. А. Ивина, H. Д. Арутюновой; семантического – Е. М. Вольф; прагматического – Ю. Д. Апресяна; функционально-семантического – Т. В. Маркеловой; функционально-стилистического – В. Н. Телии, И. В. Арнольд, В. И. Шаховского; национально-культурного – А. Вежбицкой, Ю. Д. Апресяна и др. К исследованиям, посвященным журналистскому арт-дискурсу, относятся работы Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой. Работы по сценарной основе речевого общения принадлежат В. И. Шляхову, а коммуникативным стратегиям и тактикам русской речи – О. С. Иссерс. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе дается подробное описание оценочности как языковой категории в современной лингвистике и журналистике, актуализируются разные типы оценок, выявляются формы и средства выражения оценочной интенциональности медиатекста, анализируется влияние коммуникативного сценария на речевую репрезентацию отрицательной оценки в журналистском арт-медиатексте. Вторая глава посвящена коммуникативному сценарию рецензии и речевой форме выражения отрицательной эстетической оценки. Положения, выносимые на защиту: 1. Оценочность – институциональное качество медиатекста, создаваемое одной из базовых функций журналистики, нацеленной на формирование определенного отношения массовой аудитории к тем или иным значимым событиям или фактам, явлениям окружающей действительности. 2. С семантической точки зрения, в основе любой оценки лежит отличие хорошего от плохого. Вопрос о том, как отличить плохие сообщения от хороших, или, иными словами, что такое «хорошо» и что такое «плохо», сложен, поскольку понятие хорошего и плохого не абсолютны, и в разных ситуациях общения возможны совершенно противоположные оценки одних и тех же событий коммуникантами. 3. Понятие коммуникативного сценария применяется прежде всего к диалогическому взаимодействию. Общение, в том числе оценочное, организуется по коммуникативным сценариям. Повторение сценариев, речевых схем, стереотипов, паттернов (образцов) оптимизирует коммуникацию. 4. Степень негативной оценки может быть разной: слабая негативная оценка реализуется в коммуникативных сценариях просьбы, убеждения, уговора и др.; средняя негативная оценка – коммуникативных сценариях замечания, предложения, совета, инструкции и т. д.; сильная негативная оценка – в коммуникативных сценариях угрозы, приказа, требования, запрета и т.п. 5. Речевое выражение категории оценочности в современном медиатексте зависит от дискурсивной принадлежности произведения, речевой концепции издания, индивидуальности автора и авторских установок (интенций). Доминантное влияние зависит от гиперинтенциональности журналистского дискурса.ru_RU
dc.description.abstractRationale of the research is stipulated by the significance of researching the means of negative evaluation expression in journalistic texts, which are implemented in different communicative scenarios. The skill of proper usage of evaluation rendering algorithms is one of the key professional requirements provided for the journalist as evaluation is one of the main functional semantic-stylistic categories employed by the author to express their attitude to different processes going on in society and define the degree of their importance. Originality of the thesis is stipulated by the identification of the main types of communicative scenarios of negative evaluation expression in arts journalism. Research results approbation. Main results of the Master’s thesis were presented at the research-to-practice conference “Media in today’s world. Young researchers” (9-11 March 2016, Saint-Petersburg) and are represented in four publications. Thesis objective is identification of the means employed for actualization of certain communicative scenarios used for expressing negative evaluation of the works of art in journalistic texts. In order to reach the objective we need to complete the following tasks: – compilation of the term base of the research; – identification of the forms and means of negative evaluation expression; – establishment of the communicative scenario definition relating to the journalistic texts; – description of the main types of journalistic scenarios; – analysis of the communicative scenarios employed in the process of negative evaluation expression in arts journalism. Research methods. Intentional-stylistic description of both notional structure and spoken form of a media text, axiological research of the evaluation category, lexical, semantic, contextual and linguostylistic analysis, sampling method, linguistic analysis, comparative-contrastive method. Research object. Journalistic art text on works of art, dominated by evaluation intentionality. Empirical foundation of the research. Reviews of works of art presented in periodical publications such as “Business Petersburg” and “St. Petersburg Journal”, specialized magazine “PRO Dance”, and texts on Russian literature published in a politological magazine “Foreign Policy” between 2013 and 2016. Exploration degree of the problem and the fundamental foundation. Research of the logical aspect of evaluation – I.A. Ivin, N.A. Aratyunova; of semantic evaluation – E.M. Wolf, of pragmatic evaluation – Y.D. Apresyan; of function semantic evaluation – T.V. Markelova, Z.K. Temirgazina; of function stylistic evaluation – V.N. Telia, D.N. Shmelyov, I.V. Arnold, V.I. Shakhovskiy; of ethnic evaluation – A. Vezhbitskaya, Y.D. Apresyan. Research dedicated to the journalistic art discourse – L.R. Duskayeva and N.S. Tsvetova. Works on scenario basis of conversation – V.I. Shlyakhova, on communicative strategies and tactics of the Russian speech – O.S. Issers and others. Thesis structure. Introduction, two chapters, conclusion and a list of references. The first chapter gives a detailed description of evaluativity as a linguistic category in modern linguistics and journalism, foregrounds different types of evaluations, determines forms and means of expression of evaluative intentionality of media text, and analyzes the influence of the communicative scenario on the verbal representation of negative evaluation in journalistic art-media text. The second chapter is dedicated to the communicative scenario of the review and the speech form of the expression of negative aesthetic evaluation. Statements submitted for defense: 1. Evaluativity is an institutional quality of media text, created by one of the basic functions of journalism, aimed at creating a specific mass attitude towards certain significant events, facts, or social realm phenomena. 2. Semantically, the foundation of every evaluation is differentiating good from bad. The question of differentiating good messages from the bad ones, or, formulated differently, what is “good” and what is “bad”, is complicated, because the notions of good and bad are not absolute, and in different communicative situations direct opposite evaluations of the same events by communicants are possible. 3. The notion of the communicative scenario is principally applied to dialogical interaction. Communication, including evaluational communication, is organized according to communicative scenarios. Repetition of scenarios, verbal outlines, stereotypes, and patterns (samples) enhances communication. 4. The degree of negative evaluation may vary: mild negative evaluation is implemented in communicative scenarios of request, persuasion, solicitation, and others; moderate negative evaluation – in communicative scenarios of criticism, suggestion, advice, instruction, and others; strong negative evaluation – in communicative scenarios of threat, order, demand, prohibition, and others. 5. Verbal representation of evaluativity in contemporary media text depends on the discursive affiliation of a piece of art, verbal constructs of the publication, the author’s personality and orientations (intents). The dominant influence is from the temporal context, depending on the hyperintentionality of journalistic discourse.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectарт-дискурсru_RU
dc.subjectинтенциональностьru_RU
dc.subjectжанр рецензииru_RU
dc.subjectотрицательная оценкаru_RU
dc.subjectкоммуникативный сценарийru_RU
dc.subjectформы и средства выражения оценкиru_RU
dc.subjectart discourseen_GB
dc.subjectintentionalityen_GB
dc.subjectthe genre of reviewen_GB
dc.subjectnegative evaluationen_GB
dc.subjectcommunicative scenarioen_GB
dc.subjectmodes and means of evaluation expressionen_GB
dc.titleNegative assessment of works of art in journalistic texts: Verbal representation of communication scenariosen_GB
dc.title.alternativeОтрицательная оценка произведений искусства в журналистских текстах: речевая репрезентация коммуникативных сценариевru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.