Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/2845
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorКащенко Елена Сергеевнаru_RU
dc.contributor.authorКалинина Алина Романовнаru_RU
dc.contributor.authorKalinina Alinaen_GB
dc.contributor.editorкандидат искусствоведения, доцент Е.С. Кащенкоru_RU
dc.contributor.editorCandidate of Art Studies, Associate Professor E.S. Kashchenkoen_GB
dc.date.accessioned2016-08-31T12:38:54Z-
dc.date.available2016-08-31T12:38:54Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other027326en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/2845-
dc.description.abstractВ данной работе рассматривается творчество Киры Георгиевны Муратовой и Сергея Иосифовича Параджанова в контексте авторского кинематографа СССР 1960-х — 1980-х годов. Явление «авторского кино», зародившееся в Франции в 1950-е гг., получило широкое распространение в Европе и в США, однако вопрос о его существовании в Советском Союзе до сих пор остается неразрешенным ввиду полного государственного контроля над кинопроизводством. В СССР термин «авторское кино» начал употребляться в эпоху «перестройки». С.И. Параджанов и К. Г. Муратова стали одними из тех режиссеров, чье творчество изучалось критиками в данном контексте. Целью нашей работы было путем сопоставления и полного системного анализа фильмографии С. Параджанова и К. Муратовой выявить основные художественные приемы и выразительные средства, используемые представителями «авторского» кино в СССР, а также исследовать феномен «режиссера‑автора» в целом: кто он такой, каковы его ценностные и эстетические установки, нашедшие отражение в фильмах. Актуальность работы обусловлена тем, что в киноведческой литературе отсутствуют исследования, всесторонне анализирующие творческие биографии С. Параджанова и К. Муратовой: имеются статьи и монографии либо исключительно биографической, либо художественно-критической направленности. Сопоставлять творчество данных режиссеров как представителей «авторского» кинематографа в СССР тоже никто не пытался. Вопрос о бытовании «авторского» кино в СССР, о его сущностных особенностях, о соотношении его с «жанровым», «массовым» также слабо разработан в отечественном киноведении. Первая глава работы посвящена историографии вопроса о бытовании «авторского» кинематографа в СССР, а также анализу источников и исследовательской литературы о жизни и творчестве С. И. Параджанова и К. Г. Муратовой. Во второй главе комплексно рассматривается творческая биография С. И. Параджанова, перечисляются события жизни режиссера, повлиявшие на становление его уникального творческого метода. Подробно, в хронологическом порядке, анализируется фильмография Параджанова: как ранние малоизвестные работы, так и ленты, прославившие режиссера («Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»), а также его многочисленные киносценарии. Выявляются визуальные и концептуальные особенности авторской поэтики Параджанова, позволяющие включать ленты режиссера в «золотой фонд» отечественного и мирового кино. В третьей главе анализируются биография и фильмография К. Г. Муратовой. Рассматриваются ранние ленты режиссера, фильмы «переходного периода» от «психологизма» к «постмодернизму», анализируется лента «Астенический синдром» 1989 г. как этапная в карьере К. Муратовой и на ее примере выявляются основные мотивы, темы и художественные приемы, используемые режиссером. Кратко освещается творческая деятельность Муратовой с 1989 г. в настоящее время, прослеживается эволюция ее метода. В заключении сопоставляются творческие биографии С. Параджанова и К. Муратовой по эстетическим и идеологическим критериям, важным для понимания советского «авторского» кино как социально‑культурного феномена второй половины ХХ в. Делается вывод о существовании в СССР 1960-х — 1980-х гг. «авторского кино» как условного обозначения неформальной социальной группы, объединяющих режиссеров лирико‑субъективной и «поэтической» школы. Объектом нашего исследования стали 14 сохранившихся фильмов и 8 сценариев С. Параджанова, а также 9 фильмов К. Муратовой, относящихся к интересующему нас временному периоду 1960-х — 1980-х  гг. Дополнительно был проведен краткий анализ 9 полнометражных и 3 короткометражных картин К. Муратовой, созданных в 1990-е и 2000-е гг. Предмет нашего исследования — основные устойчивые темы, образы и мотивы, проявившиеся в творчестве С. Параджанова и К. Муратовой, символический ряд их картин, а также художественные и технические приемы, употреблявшиеся данными режиссерами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения, включающего фильмографии режиссеров и иллюстрации.ru_RU
dc.description.abstractThis work is devoted to the study of creativity of Kira Muratova and Sergei Parajanov in the context of the "author" cinema of the USSR in 1960s - 1980s. The phenomenon of "author cinema" was founded in France in the 1950s. It was widespread in Europe and in the USA, but the question of its existence in the Soviet Union remains unresolved due to the hard political control over the film industry. In the USSR the term "author cinema" became popular in the era of "perestroika". S. Paradjanov and K. Muratova became one of those directors whose work was seen by critics in this context. The aim of our dissertation was by comparing and complete analysis of filmography to identify the main artistic techniques and means of expression used by K. Muratova and S. Paradjanov, as well as to explore the phenomenon of "soviet author" in general, to find the main ideas of his films. The relevance of the work is the fact that in the literature there are no film studies, comprehensively analyzing the biography of Parajanov and Muratova: there are articles and monographs either exclusively biographical or art-critical orientation. Associate creative directors as members of the "author" cinema in the Soviet Union, too, has not been attempted. The question of the existence of "author" cinema in the USSR, of its essential features, the relationship with his "genre", "mass" cinema also poorly developed in the domestic film studies. The first chapter is devoted to the historiography of the question on the existence of "author" cinema in the USSR, as well as the analysis of sources and research literature on the life and work of S. Paradjanov and K. Muratova. The second chapter examines the complex creative biography of S. Paradjanov, the formation of his unique creative method. In detail, in chronological order, we analyzed Parajanov's filmography: as early little-known works, so his greatests movies ( "Shadows of Forgotten Ancestors," "The Color of Pomegranate", "Legend of the Surami Fortress", "Ashik-Kerib"). We identified visual and conceptual features of Parajanov's style and found the reasons to include his movies in the "golden fund" of Russian and world cinema. The third chapter analyzes the biography and filmography of K. Muratova. We analyzed her early films, the movies of her transition from the "psychology" to "postmodernism" style, explore the movie "Asthenic Syndrome" (1989) as the most important movie in K. Muratova's career witch identified the main themes and artistic techniques used by the director. We examined the creativity of Muratova by the present time, traced the evolution of her method. In conclusion we compared the creativity of S. Parajanov and K. Muratova for some aesthetic and ideological criteries, important for the understanding of the soviet "athor" cinema as a social and cultural phenomenon of the second half of the twentieth century. We made a conclusion about the existence the "author cinema" in the Soviet Union in 1960s - 1980s. as informal social group, bringing together directors of the "poetic" school. The object of our study were 14 S. Parajanov's films and 8 scripts and 9 films of K. Muratova related to 1960s - 1980s. In addition, we did a brief analysis of 9 feature and 3 short films created by her in the 1990s and 2000s. The subject of our research - basic sustainable themes, symbols and motives in the works of Parajanov and Muratova. The work consists of an introduction, three chapters, conclusion, list of used sources and literature, the applications, including filmographies and illustrations.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectсоветское киноru_RU
dc.subjectавторское киноru_RU
dc.subjectпараджановru_RU
dc.subjectмуратоваru_RU
dc.subjectsoviet cinemaen_GB
dc.subjectauthor cinemaen_GB
dc.subjectparadjanoven_GB
dc.subjectmuratovaen_GB
dc.titleK.G. Muratova and S.I. Paradjanov as representatives of "auteur" cinema in the USSR of the 1960s - 1980sen_GB
dc.title.alternativeК. Г. Муратова и С. И. Параджанов как представители «авторского» кинематографа в СССР 1960х-1980х ггru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.