Отзыв научного руководителя на диссертацию "К.Г.Муратова и С.И.Параджанов как представители "авторского"кинематографа в СССР 1960-х - 80-х гг." на соискание степени магистра по направлению 46.04.01 "История" (магистерская программа - Теория и методология исследования культуры в историческом процессе) студентки Института истории СПбГУ А.Р.Калининой. Диссертация на соискание степени магистра, написанная А.Р.Калининой, посвящена сложной теме существования кинорежиссеров - "авторов" в СССР 1960-80-х гг. Следует начать с того, что само понятие "авторское кино" в указанный период в нашей стране практически отсутствовало. Поскольку кинематограф финансировался государственной системой, а не частными лицами (продюсерами), как это было, например, в странах Западной Европы, термин "режиссер - автор" вызывал двойственную реакцию. Если обратиться к истории и теории кино, то данный термин впервые получил идеологическое обоснование во французском кинематографе "Новой волны" (конец 1950-х - начало 1960-х гг.) "У фильма есть один создатель - режиссер", - такова вкратце программа авторского кино. Фильм является выражением творческой воли о д н о г о человека, несмотря на то, что кинематограф, казалось бы, искусство "командное". В СССР второй половины XX века подобная идея принята не была, хотя следует отметить период "оттепели", ознаменованный началом работы в кинематографе А.Тарковского, А.Кончаловского, Э.Климова. К этому поколению можно отнести также героев диссертации А.Р.Калининой: С.И.Параджанова и К.Г.Муратову. Хочется особо отметить первую главу, посвященную Источникам и историографической разработанности темы. А.Р.Калинина привлекает широкий круг мемуаров и специальной киноведческой и исторической литературы (работы К.Э.Разлогова, Н.М.Зоркой, Ю.М.Лотмана, В.И.Божовича, М.Б.Ямпольского и других авторов). При исследовании творчества К.Г.Муратовой автор также обращается к философским исследованиям в области истории кино (О.В.Аронсон). Во второй и третьей главах рассказывается соответственно о творческом пути С.И.Параджанова и К.Г.Муратовой. Подробно раскрыты этапы биографий режиссеров, дан художественный анализ их фильмов. В качестве Приложений используются фильмографии и иллюстративный материал, органично дополняющий текст. Не останавливаясь подробно на основном массиве содержания диссертации, хочется отметить, что А.Р.Калининой удалось сохранить историческую объективность при освещении весьма непростых событий. Оба режиссера действительно подвергались преследованиям со стороны официальных властей: упоминается и "запрет на профессию", и тюремное заключение С.И.Параджанова, скорее всего, по сфабрикованному обвинению. Не вынося категоричных суждений, что достаточно часто является проблемой для молодых историков, А.Р.Калинина пишет о своих героях подробно, но сдержанно, уделяя основное внимание творческой составляющей их биографий. Учитывая название магистерской программы, по которой обучалась автор диссертации, следует отметить прекрасную специальную подготовку в области истории кино и - шире - в области истории культуры (см., в частности, Введение). Некоторые положения диссертации (глава III) были апробированы на научной конференции студентов и аспирантов в апреле 2016 г. (филологический факультет СПбГУ, секция "Кинотекст"). В целом магистерская диссертация А.Р.Калининой является законченным научным исследованием с убедительными выводами и, на наш взгляд, достойна самой высокой оценки. Научный руководитель: доцент Института истории СПбГУ, к. иск. Е.С.Кащенко