Отзыв рецензента на диссертацию "К.Г.Муратова и С.И.Параджанов как представители "авторского" кинематографа в СССР 1960-х - 1980-х гг." на соискание степени магистра по направлению 46.04.01 "История" (магистерская программа - Теория и методология исследования культуры в историческом процессе) студентки Института истории СПбГУ Калининой Алины Романовны. В качестве темы для написания диссертации на соискание степени магистра А.Р.Калинина выбрала интересную страницу истории отечественного кинематографа. Как следует из названия работы, "авторский" кинематограф 1960-х - 1980-х гг. рассмотрен на примере творчества К.Г.Муратовой и С.И.Параджанова. Актуальность работы определяется тем, что в современной киноведческой / исторической литературе отсутствуют комплексные исследования, в которых были бы проанализированы творческие биографии вышеупомянутых выдающихся мастеров. Во Введении к диссертации А.Р.Калинина, основываясь на ведущих научных работах, оговаривает, что следует понимать под термином: "авторский кинематограф. " 'Авторским' фильм признается, если режиссер участвует во всем съемочном процессе (написание сценария, продюсирование, монтаж), создает цельный замысел произведения, выражающего некий субъективный взгляд на мир". Основываясь на фактах, исследователь освещает историю использования термина "авторское" кино в советском обществе. Цель исследовательской работы А.Р.Калининой определена как выявление основных художественных приемов, используемых представителями "авторского" кино в СССР. На основании данной цели были сформулированы задачи исследования: изучить историографию вопроса о бытовании "авторского" кинематографа в СССР; комплексно рассмотреть творческую биографию С.И.Параджанова; проанализировать биографию и фильмографию К.Г.Муратовой. Таким образом, автор диссертационного исследования избрал верный путь комплексного подхода к исследуемой проблеме. С поставленными задачами А.Р.Калинина справилась, продемонстрировав достаточный уровень подготовки. В заключении автор сопоставила творческие биографии двух режиссеров по ряду эстетических и идеологических критериев, важных для понимания советского "авторского" кино как социально-культурного феномена 1960-1980-х гг. При написании магистерской диссертации А.Р.Калинина использовала историко-биографический метод, а также элементы киноведческой методологии (технологический, хроникальный, авторский, социологический, семиотический, структуралистский). С одной стороны, это свидетельствует о глубоком знании предмета, но, с другой, иногда создает впечатление излишней "усложненности" текста (III глава). Объектом исследования стали 14 сохранившихся фильмов и 8 не получивших воплощения на экране сценариев С.И.Параджанова; 9 фильмов К.Г.Муратовой, относящихся к 1960-1980-м гг. Отдельно следует отметить, что для комплексного осмысления творчества Муратовой исследователь провела дополнительно анализ 9 полнометражных и 3 короткометражных картин, созданных в 1990-е и 2000-е гг. При написании магистерской диссертации А.Р.Калинина использовала основные исследования, посвященные истории не только советского кинематографа изучаемого периода, но и истории мирового кинематографа в целом. Отдельного внимания заслуживает приведенная иностранная литература. Таким образом, подбор визуальных источников и историографию можно считать положительной стороной исследовательской работы А.Р.Калининой. Приложения к исследовательской работе, в которых представлены фильмографии режиссеров, а также иллюстрации, освещающие биографический и творческий путь С.И.Параджанова и К.Г.Муратовой, обогащают работу и улучшают восприятие материала. Исследовательская работа А.Р.Калининой соответствует всем требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации, и заслуживает оценки "отлично". Рецензент: начальник экскурсионно - массового отдела СПбГБУК "Государственный музей городской скульптуры", к.и.н. А.С.Иощенко