Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/11701/12715
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.advisorВасильцов Константин Сергеевичru_RU
dc.contributor.authorХусаинов Дамир Тавфиковичru_RU
dc.contributor.authorKhusainov Damiren_GB
dc.contributor.editorСоболев Владислав Георгиевичru_RU
dc.contributor.editorSobolev Vladislav Georgievichen_GB
dc.date.accessioned2018-07-26T15:18:42Z-
dc.date.available2018-07-26T15:18:42Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.other058273en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/12715-
dc.description.abstractАННОТАЦИЯ магистерской диссертации обучающегося 2 курса магистратуры профиль «История и культура ислама» Хусаинова Дамира Тавфиковича Диссертационное исследование на тему: «Идеологические аспекты труда Абу Исхака Ибрахима бну Муса аш-Шатиби «Муафакат фи усуль аль-фикх» в формировании доктрины «фикха меньшинств» Постановка проблемы: Положение ислама в современном мире можно охарактеризовать как кризисное по целому ряду объективных причин, среди которых миграция мусульман из традиционных центров расселения, проблемы их адаптации и взаимодействия с представителями других социокультурных общностей, сохранение единства мусульманской общины и исламской идентичности, радикализация и экстремизация в мусульманской среде и др. Этот кризис уже не первый в истории ислама, тесно связанной с историей западного мира. Современный контекст глобализации заставляет по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений ислама с западной культурой и цивилизацией. Эта ситуация создает новые вызовы для исламского мировоззрения не только в узких религиозных рамках, но и в действии ислама как определенного типа социокультурной системы. История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств. На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Европе и Америке реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве. Основные источники: Главным теоретическим источником, лежащим в основании последующего развития концепции фикха меньшинств является труд анадалузского богослова XIV века Абу Исхака Ибрахима б. Муса аш-Шатиби «Муафакат фи усуль аль-фикх». Помимо этого, большое значение имеет изучение источников современного фикха меньшинств на Западе. В этом отношении особый интерес представляют следующие труды: 1. Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств: Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки): монография / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. — М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. — 106 с. 2. Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права / Таха Джабир Аль-Альвани; науч. ред. А. Али-заде; пер. с англ. Р. Кулиев. – Баку: CBS, 2008. - 62 c. 3. Юсуф Аль-Кардави. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола / Науч. ред. А. Али-заде. – Баку: CSB, 2008. – 140 с. Осмысление необходимости трансформации фикха на почве отечественного богословия звучит так же и в трудах следующих авторов, требующих внимательного изучения: 4. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 336. 5. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад). – Пер. с араб. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 304 с. Краткий обзор литературы. Литература по данной теме может быть систематизирована по трем блокам, в соответствии с целью и задачами исследования, реализующимися в трех главах соответственно. Первый блок касается изучения истории ислама и его глубинных философских оснований, раскрытия внешних и внутренних причин кризиса ислама. Помимо указанных в качестве основных источников, здесь необходимо изучить труды Мухаммада Икбала и Тарика Рамадана. Второй блок касается вопросов соотношения шариата и фикха как в понятийном смысле, так и в классических богословских представлениях в истории ислама. Особое значение здесь имеет содержание труда Аш-Шатиби. Третий блок позволяет изучить собственно концепцию фикха меньшинств, прежде всего, в свете опыта ее применения на Западе. А так же на основе анализа воззрений отечественных богословов сделать вывод о перспективах ее применения в России. В этом отношении, помимо основных источников, требует изучения богатое наследие татарской богословской мысли – Мусы Бигиева, Резы Фахретдина, Аль-Альвани, а также и современной аналитической литературы. Структура работы и ее краткое содержание. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении описывается актуальность выбранной темы исследования, ставится проблема и описывается степень ее разработанности, определяются цель и задачи, дается обзор теоретических и методологических оснований исследования, формулируется его новизна, описывается структура работы. Первая глава исследования посвящена анализу становления ислама, его философским основаниям как условиям расцвета мусульманской культуры и цивилизации, а также внешним историческим и социально-политическим причинам его кризиса. Во второй главе исследуются внутренние причины кризиса ислама как мировоззрения и снижения его эффективности как социокультурной системы. Рассматривается историческая динамика в понимании соотношения шариата и фикха, ошибки и исторически верные решения, которые были положены в основу формирования концепции фикха меньшинств. Третья глава состоит из двух параграфов, посвященных соответственно анализу западного опыта реализации концепции фикха меньшинств, а так же анализу потенциала отечественной философско-богословской традиции в контексте решения проблем российских мусульман, связанной с необходимостью их интеграции в современное российское общество. В заключении даны общие выводы в соответствии с поставленной во введении целью и задачами проделанной работы, определяется дальнейшая исследовательская перспектива.ru_RU
dc.description.abstractGraduation qualification work Khusainov D.T "The ideological aspects of the work of Abu Ishaqa Ibrahim bnu Musa ash-Shatibi" Muwafakat fi usul al-fikh "in the formation of the doctrine of fiqh of minorities." My final qualification work (master's thesis) is devoted to one of the problems that have been little studied in domestic and foreign Islamic studies - the formation and development of the minority fiqh in Russia and the West countries. First of all I am telling in my work about the ways of functioning of Islamic law in conditions when Muslims are in the minority, in a foreign culture or other confessional environment. Many modern Muslim theologians (Yusuf al-Kardawi, al-Alwani, etc.) who made a significant contribution to the development of the doctrine of the Fiqh of minorities often refer to the experience of the Arab-Muslim community in Spain during the Reconquista period. In particular, even then the Malikit jurists and theologians created series of works in which they tried to resolve the contradictions that arise between the Christian authorities and their Muslim subjects in the field of law and the profession of their faith. One of these works was the work of the Malikite scholar Abu Ishaq al-Shatibi (died 1388). This same work had a noticeable effect on the formation of the ideological content of the works of the famous domestic Islamic scholar Musa Bigiev (1873-1949). Structurally, my work is divided into three parts. In the first part, which has a theoretical character, we are talking about the features of Islam as an ideological and socio-cultural system, about the ways of its functioning and overcoming crises in its development. The second part is devoted to the development of the doctrine of the Fiqh of minorities in the writings of Al-Shatibi, the development of new provisions in Fiqh relating to the legal status of Muslims in non-Muslim territories. In the third parts, the influence of Ash-Shatibi's labor on Tatar theology at the beginning of the 20th century and on the works of modern Islamic theologians in connection with the stay of Muslims in the countries of the West is traced. Conclusions, which I came to in the course of the research, I consider original and well-founded. The research undoubtedly possesses an element of scientific novelty sufficient for the qualification work of the undergraduate.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectИсламru_RU
dc.subjectфикхru_RU
dc.subjectцели шариатаru_RU
dc.subjectфикх меньшинствru_RU
dc.subjectимам аш-Шатибиru_RU
dc.subjectIslamen_GB
dc.subjectfighen_GB
dc.subjectgofls of Shariaen_GB
dc.subjectfigh of minoritiesen_GB
dc.subjectimam al- Shatibien_GB
dc.titleThe role of the ideology of «Al-Muwafaqat fi Usul al-Fiqh» by Abu Ishaq Ibrahim b. Musa al-Shatibi in shaping the doctrine of Muslim minorities' fiqhen_GB
dc.title.alternativeИдеологические аспекты труда Абу Исхака Ибрахима бну Муса аш-Шатыбий «ал-Муафакат фи усул ал-фикх» в формировании доктрины «фикха мусульманских меньшинств»ru_RU
Appears in Collections:MASTER'S STUDIES

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Damir-itog555_(1).docxArticle158,55 kBMicrosoft Word XMLView/Open
reviewSV_Otzyv-Damir.docxReviewSV31,8 kBMicrosoft Word XMLView/Open
reviewSV_RECENZIYA_XUSAINOV__.pdfReviewRev354,6 kBAdobe PDFView/Open
reviewSV_st008092_Sobolev_Vladislav_Georgievich_(supervisor)(Ru).txtReviewSV7,53 kBTextView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.