О Т З Ы В научного руководителя на выпускную квалификационную работу Д.Т. Хусаинова на тему: Идеологические аспекты труда Абу Исхака Ибрахима б. Муса аш-Шатиби «Мувафакат фи усул ал-фикх» в формировании доктрины фикха меньшинств. Магистерская диссертация Д.Т. Хусаинова посвящена весьма актуальной и недостаточно изученной проблеме современного исламоведения – становлению в условиях стран Запада относительного нового направления в фикхе, фикха меньшинств (фикх ал-ʼакаллиййат). При этом Д.Т. Хусаинов стремится проследить роль и влияние на современное развитие фикха меньшинств средневекового сочинения мусульманского богослова маликитского мазхаба Абу Исхака аш-Шатиби. В XIV веке, в условиях Реконкисты на Пиренейском полуострове, арабы-мусульмане также часто оказывались на немусульманских территориях, контакты с христианами были, пожалуй, интенсивнее, чем где бы то ни было еще в мусульманском мире в ту эпоху. Поэтому неслучайно маликитский ученый задумывается над необходимостью реформировать исламское право, исходя из новых исторических условий. Схожие проблемы зачастую испытывают сегодня мусульмане не только в Европе и Америке, но и в мегаполисах России. Поэтому исследование Д.Т. Хусаинова отличается актуальностью и научной новизной. Работа достаточно хорошо структурирована. В первой главе автор пытается проследить пути становления и развития ислама и исламского права в раннем средневековье, показать причины определенной стагнации в развитии исламской философской мысли к XIII-XIV вв. Эта глава может показаться излишне описательной, однако ее появление в работе, на наш взгляд, оправдано, так как Д.Т. Хусаинов стремится тем самым подчеркнуть, что «кризисные» (по терминологии автора) явления в исламе, попытки их преодолеть, реформировать ислам вовсе не новы. Вторая глава посвящена анализу самого труда аш-Шатиби «Мувафакат фи усул ал-фикх», а также идеям ученого по реформированию ислама и фикха в условиях Андалусии. В третьей главе автор рассматривает концепции американского исламского богослова ал-Алвани, а также позицию Йусуфа ал-Кардави по проблемам современного фикха меньшинств на Западе, проводит параллели с трудов андалусского ученого XIV в. Кроме того, значительное внимание уделено наследию Мусы Бигиева, который в своих публикациях и поисках путей реформирования ислама также непосредственно обращался к наследию аш-Шатиби. Выводы, который делает автор в Заключении, обоснованы, соответствуют целям и задачам, поставленным во Введении. Хотелось бы пожелать автору диссертационного исследования глубже и серьезнее анализировать тексты источников, которые рассказывают гораздо больше об авторе, эпохе и исламе при их тщательном и критическом прочтении. Вместе с тем, работы Д.Т. Хусаинова по своей цели и смыслу не является собственно источниковедческой, и труд аш-Шатиби здесь анализируется как «триггер» исламской правовой и политической мысли ХХ-XXI вв. Одним из недостатков работы, на наш взгляд, является то, что автор излишне эссециализирует Запад, представляет его как нечто цельное, единое, постоянное, с вечными и врожденными ценностями и мировоззрением. В этом ключе проводятся слишком обширные генерализации – «западные страны», «западные авторы». Можно отметить, что Андалусия, где жил и творил аш-Шатиби, это тоже Запад, и, в этом смысле, аш-Шатиби автор абсолютно западный. Текст диссертации Д.Т. Хусаинова показывает, на наш взгляд, что в рамках реализации магистерской программе «Исламоведение», возможно, стоит уделять большее внимание методологии современного «светского» исламоведения, подходам к изучению ислама, истории, культуры и общества, показывать разнообразие западных и российских подходов и концепций в этом и других отношениях. Вместе с тем, определенные недостатки исследования Д.Т. Хусаинова отнюдь не умаляют очевидных достоинств. Работа выполнена на достаточно высоком уровне, является самостоятельным и законченным исследованием, основанном на новых, ранее не изучавшихся источниках. На наш взгляд, диссертационное исследование Д.Т. Хусаинова заслуживает самой высокой оценки, а ее автор присуждения искомой степени. Канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ В.Г. Соболев.