Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/9559
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorГуторова Наталья Александровнаru_RU
dc.contributor.authorСидорова Маргарита Сергеевнаru_RU
dc.contributor.authorSidorova Margaritaen_GB
dc.contributor.editorМарьина Людмила Петровнаru_RU
dc.contributor.editorMarina Liudmila Petrovnаen_GB
dc.date.accessioned2017-09-29T14:14:12Z-
dc.date.available2017-09-29T14:14:12Z-
dc.date.issued2017
dc.identifier.other015109en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/9559-
dc.description.abstractЭкологические идеи присутствуют в поле политики с 70-х годов XX века. Говорить об экологии как о компоненте политической жизни общества справедливо, так как термин «зеленые» имеет политическую окраску, объединяет политическую идеологию и ее сторонников, отстаивающих идею создания экологически устойчивого общества. Журналистика является полноправным участником экополитической коммуникации. Как социальный институт экологическая журналистика служит целям экологического просвещения и воспитания. Не менее важны ее задачи в политико-правовой сфере: пропаганда и агитация экологической ответственности, организация гражданской активности, контроль действий органов власти, контроль за соблюдением существующего законодательства политическими и бизнес-субъектами, а также рекомендации по совершенствованию правовых норм. Актуальность исследования определяется тем, что сегодня экологические проблемы признаны глобальными. В России 2017 год объявлен Годом Экологии, к 2020 г. необходимо определиться с мерами по реализации климатических соглашений. От того, как используется потенциал экологической журналистики, зависит эффективность усилий по преодолению экологического кризиса. Вызывает тревогу взгляд на журналистику как на инструмент для удовлетворения сиюминутных политических или коммерческих интересов. О такой опасности говорят современные зарубежные исследования медиа и массовых коммуникаций. Новизна исследования определяется тем, что за последние пять лет в российской науке не было проведено изучения политического потенциала экологической журналистики в достижении целей устойчивого развития и реализации климатических соглашений. Цель работы – проанализировать эффективность экологической журналистики как инструмента политического влияния. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: • Выявить случаи использования экологической журналистики как инструмента политического влияния, • Определить субъекты и объекты такого влияния, ключевые сюжеты, потенциальные и реализуемые политические эффекты, • Сравнить содержание политического направления экологической журналистики в локальной, региональной и федеральной повестке, • Оценить с этической точки зрения допустимость использования журналистики в политических целях. Объект исследования – экологический дискурс в российских СМИ. Предмет исследования – специфика реализации политических функций в материалах экологической журналистики. Теоретико-методологическая база. Основными теоретическими позициями данной магистерской диссертации выступают работы, формирующие теоретический фундамент экологического направления журналистики. Общепризнанный вклад в развитие дисциплины осуществили Шарон и Кенет Фридман, работу зарубежных специалистов продолжили Л. А. Коханова, О.А. Берлова, В. Е. Борейко, В. Б. Колесникова и А.Л Кочинева, а также В. А. Королев. Экологическая коммуникация изучалась по работам классика Р. Кокса и отечественного исследователя О. А. Захаровой. Для характеристики взаимоотношения властных структур и средств массовой информации были изучены труды экополитического направления: Д. И. Ромасевича, О. П. Буйлова, Г. В. Косова, Ю. А. Харламова и С. А. Нефедова Экологическая журналистика рассматривается как политический актор в диссертационных исследованиях Е. А. Шарковой (2012) и Л. Н. Харченко (2002), в статьях Н. В. Шулениной и Т. В. Шумилиной. При написании второй главы использовалась функционально-ролевая характеристика журналистики, представленная в трудах С. Г. Корконосенко, системно-функциональное изучение журналистской деятельности учеными Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Эмпирическая база исследования включает в себя материалы отечественных средств массовой информации: публикации на странице информационного проекта «+1», реализуемого силами трех крупных медиахолдингов страны – информационного агентства ТАСС, издательств «Коммерсантъ» и РБК, а также материалы специализированного выпуска журнала «Экология и право», посвященного изменениям климата, что обусловлено актуальностью этой проблемы на глобальном уровне. В ходе написания диссертации использовались такие методы исследования как качественно-количественный анализ текстов СМИ, функционально-ролевой и семантический анализ, а также общенаучные методы синтеза, обобщения фактов. Для выявления латентных аспектов содержания текстов использовалось кодирование. Прежде всего, исследовались попытки осуществления политического влияния через публикации. Выявлен ряд лексем, указывающих на такие попытки. Хронологические рамки исследования: ноябрь-май 2017 года – срок существования анализируемого проекта. Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Положения, выносимые на защиту – экологическая журналистика является не только агентом политического влияния, но также и агентом коммерческого PR-влияния. Вывод обусловлен данными, полученными в ходе количественного и семантического анализа: основным источником экологической информации для журналистов кроссплатформенного проекта «+1» являются пресс-релизы. Если говорить об открытых случаях использования сообщений пресс-служб, то доминирует PR-информация экологически ориентированных организаций, чуть меньше сообщений от официальных ведомств. Если учитывать обнаруженные случаи скрытого использования PR-технологий, то предпочтение отдается трансляции экологически ответственных инициатив бизнес-субъектов. Это можно объяснить бизнес-ориентацией двух из трех изданий (РБК и «Коммерсант»), реализующих проект «+1». Взвесив плюсы и минусы такой специфики содержания экологических материалов на страницах общеполитических изданий, сделан вывод о том, что публикации создают не только положительный имидж определенным бизнес-субъектам, но также исполняют просветительскую, воспитательную и пропагандистско-агитационную функцию. Это не является серьезным нарушением журналистской этики. К сожалению, на страницах проанализированных изданий практически полностью отсутствуют такие возможные источники экологической информации, как отдельные граждане (представители народа), лидеры мнений, не имеющие отношения к представленным в текстах бизнес-компаниям и экологическим организациям, а также политические организации негосударственного характера (партии, политические движения). Также были выявлены тематические доминанты экологических материалов, определены ключевые сюжеты экологических материалов. На уровне федеральной повестки максимальное внимание уделяется проблеме отходов (сбор, утилизация, переработка), на международном, глобальном уровне выделяется тема изменений климата. В этом мы видим разницу между особенностями подачи информации в рамках федеральной и глобальной повестки: выбор сюжета определяется тем, внимание каких экополитических акторов требуется для решения проблемы. На региональном и местном уровнях чаще звучат темы локального загрязнения воздуха или воды, так как требуется участие местных политиков. Выявлена популярность темы экологической ответственности бизнеса. Таким образом, был опровергнут существующий в отечественных исследованиях тезис о закрытой информационной политике большинства бизнес-субъектов, но подтвержден вывод зарубежных авторов о наибольшей эффективности бизнеса в роли «спин-докторов». Наконец, подтвердилась гипотеза о значительной роли НКО и НПО в экополитическом процессе. В рамках проекта «+1» три медиахолдинга страны (ТАСС, РБК и «Коммерсантъ») предоставили площадку для выражения экологами своих позиций. Хочется отметить критику российской политической власти, популяризацию зарубежного опыта реализации экологической политики в СМИ. Повышению эффективности материалов экологической журналистики может способствовать внедрение в профессиональную практику репортажей и обращение к такому источнику экологической информации, как граждане.ru_RU
dc.description.abstractEnvironmental ideas have been presented in the field of policy since the 70-ies of XX century. To talk about ecology as a component of the political life of society is correct, since the term "green" has political overtones, implying political ideology and its supporters, who defend the idea of creating an ecologically sustainable society. Journalism is a subject of environmental communication. As a social institution environmental journalism serves the purpose of environmental education and upbringing. Equally important its role at the political-legal level: propaganda and agitation for environmental responsibility, the organization of civil activity, control over authorities and how political and business actors keep the law, as well as recommending for improving the legal norms. The relevance of the research is determined by the fact that today environmental issues are recognized as global. In Russia 2017 was officially announced as the year of the Environment, by 2020 it is necessary to define the measures for implementation of climate agreements. How we are using the potential of environmental journalism affects the efficiency of efforts to overcome the ecological crisis. It is alarming when journalism is considering as a tool to serve short-term political or commercial interests. This threat is naming as realistic in modern foreign studies of media and mass communications. The novelty of the research is determined by the fact that over the past five years in Russian media sciences has not been undertaken exploring of the political potential of environmental journalism in achieving the goals of sustainable development and the implementation of the climate agreements. The purpose of this research is to review the effectiveness of environmental journalism as a tool of political influence. Proceeding from a research objective, we have defined the solution of the following tasks: • To identify cases of the use of environmental journalism as a tool of political influence, • To identify the subjects and objects of such influence, key themes, potential and implemented political effects • To compare the content of political direction of environmental journalism in local, regional and federal agenda • To evaluate from an ethical point of view, the correctness of the use of journalism for political purposes. As an object of this research we have environmental discourse in the Russian media. The subject of the research is the specifics of realization of political functions in materials for environmental journalism. The theoretical base of a research was created primarily by works that form the theoretical foundation of the environmental field of journalism. Recognized contribution to the development of the discipline exercised Sharon and Kenneth Friedman, employment of foreign experts continued L. A. Kokhanova, O. Berlov, V. E. Boreiko, V. B. Kolesnikov and A. L Kochineva, and V. A. Korolev. Environmental communication was studied in the classic works of R. Cox and national researcher O. A. Zakharova. To characterize the relationship of power structures and mass media were studied the works of ecopolitical directions: D. I. Tomasevich, O. P. Bulava, G. V. Kosov, Y. A. Kharlamov, and S. A. Nefedov Environmental journalism is seen as a political actor in the dissertation research by Sharkova E. A. (2012) L. N. Kharchenko (2002), in articles by N. Shulenina V. and T. V. Shumilina. When writing the second chapter was used a functional-role feature of the journalism presented in the writings of S. G. Korkonosenko, systemic-functional study of the journalistic activities of the scientists of the Institute "Higher school of journalism and mass communications", St. Petersburg State University. Empirical base of a research is the content of Russian media: publications of the information project "+1", implemented by the three major media houses of the country – the news agency TASS, publishing houses “Kommersant” and RBC, as well as materials of specialized issue of the magazine "Ecology and law", dedicated to climate change, due to the urgency of this problem at the global level. Research methods: qualitative and quantitative analysis of media texts, functional-role and semantic analysis, as well as methods of synthesis and generalization of facts. To identify the latent aspects of the content we used the encoding. First of all, we investigated the attempt to exercise political influence through publishing. Were identified a number of lexemes pointing to such attempts. Chronological framework of the study: November-may 2017 – term existence of the analyzed project. The structure of this work includes introduction, two main chapters, their subchapters (four of each other), the general conclusion at the end of the carried-out work and the appendix. Propositions to be defended: environmental journalism is not only an agent of political influence, but also the commercial agent of PR influence. The conclusion derived from the data obtained during the quantitative and semantic analysis: the main source of environmental information for journalists a cross-platform project "+1" are press releases. If we consider cases, when press-services were using openly, it is dominated by PR-information for environmentally-focused organizations, a little less messages from official agencies. If to take into account detected cases of latent use of PR-technologies, the most important sources are business entities. This can be attributed to the business orientation of two of the three analyzed media (RBC and “Kommersant”). After weighing the pros and cons of such the specific sources of environmental materials, we have been made the conclusion that such publications not only creates a positive image of certain business entities, but also perform educational, educational and propaganda and agitation function. It is not a serious violation of journalistic ethics. Unfortunately, analyzed publications are almost entirely absent of that possible sources of environmental information, as private citizens (representatives of the people), opinion leaders, unrelated to the presented business companies and environmental organizations, as well as non-state political organizations (parties, political movements). We have been also identified thematic dominant ecological materials, have been identified the key subjects of environmental materials. At the level of federal agenda the maximum attention is paid to the problem of waste (collection, disposal, recycling), at the international, global level highlighted the theme of climate change. In this we see the difference between features of submission of information under federal and global agenda: the choice of subject is determined by need in certain ecopolitical actors to solve the problems. At the regional and local levels are more common topics of local pollution of air or water, as required participation of local politicians. It is have been revealed the popularity of the theme of environmental responsibility of business. So, was refuted the popular thesis in Russian media studies about business entities as the ones with mostly closed information policy, but confirmed the withdrawal of foreign authors about the greatest business efficiency in the role of spin doctors. Finally, it have been confirmed the hypothesis about the important role of NPOs and NGOs in environmental process. In the framework of the project "+1" three media holding of the country (TASS, RBC and “Kommersant”) have provided a place for environmentalist to express their views. It is worth noting the criticism of the Russian political power and the popularization of foreign experience of environmental policy in the media. To improve the effectiveness of materials of environmental journalism we recommend implementing reporting and using of such source of environmental information, as citizens.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectизменения климатаru_RU
dc.subjectисточники экологической информацииru_RU
dc.subjectфреймыru_RU
dc.subjectэкологическая журналистикаru_RU
dc.subjectэкополитическая коммуникацияru_RU
dc.subjectclimate changeen_GB
dc.subjectenvironmental communicationen_GB
dc.subjectenvironmental journalismen_GB
dc.subjectframingen_GB
dc.subjectsources of environmental informationen_GB
dc.titleEnvironmental journalism as an instrument of political influenceen_GB
dc.title.alternativeЭкологическая журналистика как инструмент политического влиянияru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.