Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5304
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorЦветова Наталья Сергеевнаru_RU
dc.contributor.authorСамсонова Анастасия Александровнаru_RU
dc.contributor.authorSamsonova Anastasiiaen_GB
dc.contributor.editorдоктор филологических наук, доцент Н.С.Цветоваru_RU
dc.contributor.editorDoctor of Philology, Associate Professor N.S.Tsvetovaen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:25:47Z-
dc.date.available2016-10-10T02:25:47Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043264en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5304-
dc.description.abstractАктуальность работы определяется научным интересом к проблемам, связанным с аксиологией журналистики, модернизационными процессами в культурно-просветительском журналистском дискурсе, значительностью литературно-художественной критики как транслятора эпохальных ценностных представлений. Новизна работы заключается в системном описании средств выражения ценностного содержания литературно-критических публикаций в СМИ, а также во введении в научный дискурс нового эмпирического материала, презентующего современную культурно-просветительскую журналистику. Цель работы: систематизация речевых средств, используемых для трансляции ценностного содержания литературно-критических журналистских текстов, публикуемых в культурно-просветительском интернет-издании. Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач: - создание теоретической базы исследования; - определение факторов, влияющих на ценностное содержание текстов, формирующих сегодня литературно-критический дискурс; - систематизация средств, применяемых сегодня для презентации концептосферы культурно-просветительской журналистики; - описание специфики системы речевых средств, использующихся для выражения оценки в культурно-просветительских журналистских текстах; - выявление влияния ценностного содержания дискурса на речевой облик текста. Методы исследования. В ходе работы применяются описательный, индуктивный методы, метод системного анализа. При исследовании эмпирического материала используются концептуальный анализ, лингвостилистический анализ текста, анализ лексико-семантических полей на предмет выявления концептов; модернизируется и апробируется традиционная методика выявления специфики проявления категории оценочности в тексте рецензии. Объект исследования – культурно-просветительский журналистский дискурс, создаваемый литературно-критическими интернет-изданиями. Предмет – речевое выражение ценностного содержания литературно-критических текстов, направленных на формирование читательских предпочтений современной массовой аудитории. Эмпирическая база исследования: журналистские произведения рубрики «Рецензия» интернет-журнала «Прочтение» за 2014 год. Всего 95 публикаций. Степень изученности проблемы и теоретическая база. Культурно-просветительский журналистский дискурс в настоящее время является предметом глубокого научного интереса. Этой темой занимаются О. В. Седельникова, Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. Также активно изучается вопрос ценностного содержания, в частности, такие его компоненты, как концепты (В. И. Карасик, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов) и оценка (Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова). Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе раскрывается содержание ключевых понятий, описываются основные функции культурно-просветительского дискурса, а также выявляются факторы, влияющие на его аксиологическое наполнение. Вторая глава посвящена средствам выражения ценностного содержания дискурса, таким как концепты и текстовая категория оценочности. Положения, выносимые на защиту: 1. Культурно-просветительский дискурс характеризуется следующими функциональными признаками: ориентированностью на формирование сознания гармонически развитой личности; наличием агента (автора публикации) и клиента (массовая аудитория), определенными жанровыми предпочтениями. 2. Современный культурно-просветительский дискурс включает культурно-просветительские СМИ и современные периодические арт-издания. Поскольку арт-журналистика носит информационно-рекламный, а не аналитически-оценочный характер, при изучении аксиологического аспекта дискурса наиболее информативным представляется традиционная литературно-критическая периодика, в которой публикуются преимущественно рецензии. 3. Жанр рецензии обладает ярко выраженным аксиологическим потенциалом. В этом жанре ценностное содержание проявляется на экстралингвистическом уровне через выбор рецензируемого произведения, на текстовом – через систему средств, направленных на речевое выражение ценностных смыслов. Эти средства делятся на когнитивно-коммуникативные (концептосферу дискурса) и коммуникативные (речевые средства выражения оценки). 4. Концептосфера культурно-просветительского дискурса транслируется с помощью концептов, трансформирующихся в журналистском тексте под воздействием индивидуально-авторского осмысления в аксиологемы, и средств выражения концептуального содержания (метафор, повторов, приемов языковой игры и др.). 5. Средства выражения оценки в культурно-просветительском журналистском издании делятся на дискурсивные и индивидуально-авторские. Дискурсивные средства влияют на интенциональность текста и на аналитический аспект. Индивидуально-авторская специфика проявления категории оценочности определяет аксиологическое содержание журналистского текста, влияет на авторский (индивидуальный) стиль.ru_RU
dc.description.abstractThe relevance of this work is determined by the scientific interest in issues related to axiology of journalism, modernization processes in the cultural and educational journalistic discourse, literary criticism as a translator epochal value concepts. The novelty of the work lies in the system description of the means of expression of the valuable content of the literary-critical articles in the media, as well as in the introduction to the scientific discourse of the new empirical material presenting modern cultural and educational journalism. The main purpose: to systematize speech means used to broadcast the value content of literary journalistic criticism texts that published in the cultural and educational online edition. It seems necessary to solve the following problems: - to create theoretical research base; - to identify factors that influence the value content of texts and that form the literary-critical discourse today; - to systematize tools used for the presentation of conceptual sphere of cultural and educational journalism; - to describe the specifics system of speech means used to express the evaluation of cultural and educational journalistic texts; - to identify the impact of the value content of the discourse on the shape of the speech text. Research methods. The study refers to descriptive method, inductive method, system analysis method. In the study of empirical material used conceptual analysis, lingvostylistic text analysis, analysis of lexical-semantic fields in order to identify concepts; modernized and is being tested traditional methods of detection specificity manifestations assessment category in a review of the text. The object of study: cultural and educational journalistic discourse produced by the literary-critical online publications. The subject of study: verbal expression value that content in literary-critical texts, aimed at creating a reader preferences of modern mass audience. The empirical base of research: journalistic texts from category "Review" of online magazine "Prochtenie" (“Reading”) in 2014, 93 publications. The degree of knowledge of the problem and theoretical basis. Cultural and educational journalistic discourse is currently the subject of in-depth scientific interest. This theme involved O. V. Sedelnikova, L. R. Duskaeva, N. S. Tsvetova. It is also actively pursuing the issue of the valuable content, in particular, its components such as concepts (V. I. Karasik, D. S. Likhachev, U. S. Stepanov) and evaluation (E. M. Wolf, N. D. Arutyunova). The structure of work. The work consists of two chapters, introduction and conclusion. In the first chapter reveals the contents of the key concepts, describes the key features of cultural and educational discourse, and identifies the factors that influence its axiological content. The second chapter is devoted to the means of expression of the valuable content of discourse, such as the concepts of text and category estimates. The provisions for the defense: 1. The cultural and educational discourse is characterized by the following functional features: orientation on the formation of consciousness harmoniously developed personality; the presence of the agent (the author of the publication) and the client (the mass audience), certain genre preferences. 2. Modern cultural and educational discourse includes cultural and educational media and contemporary art periodical publications. Because art journalism is the art information and advertising, rather than analytical and evaluative, traditional literary critical periodical, which is published mainly reviews seems most informative in the study of the axiological aspect of the discourse. 3. Genre review has pronounced axiological potential. In this genre, valuable content is shown on the extra-level through the selection of peer-reviewed works on the text - by means of a system aimed at verbal expression of valuable meanings. These funds are divided into cognitive-communicative (conceptesphere of discourse) and communication (verbal means of expression evaluation). 4. Conceptesphere of cultural and educational discourse is broadcast via concepts, transforming the journalistic text under the influence of individual author's understanding in axiologem and means of expression conceptual content (metaphors, repetitions, receptions language game, etc.) 5. Means of evaluating the expression in the cultural and educational journalistic publication is divided into discursive and individual copyrights. Discourse means affect the intentionality of the text and on the analytical aspect. Self-manifestation of the author's specificity determines the category of evaluative axiological content of journalistic text influences the author (individual) style.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectкультурно-просветительский дискурсru_RU
dc.subjectценностьru_RU
dc.subjectоценкаru_RU
dc.subjectконцептru_RU
dc.subjectлитературно-художественная критикаru_RU
dc.subjectжанр рецензииru_RU
dc.subjectcultural and educational discourseen_GB
dc.subjectvalueen_GB
dc.subjectevaluationen_GB
dc.subjectconcepten_GB
dc.subjectliterary criticismen_GB
dc.subjectreviewen_GB
dc.titleThe axiological content of the cultural and educational discourse: Case studies of literary and art criticism in mass mediaen_GB
dc.title.alternativeЦенностное содержание культурно-просветительского дискурса (по материалам литературно-художественной критики в СМИ)ru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.