Актуальность диссертационного исследования, выполненного Анастасии Александровны Самсоновой, в первую очередь, обусловлена постоянно растущим интересом к аксиологии журналистики. Ценностное содержание художественного и медиатекста становится темой номер один для нескольких направлений филологии, культурологии, психологии и философии. Культурно-просветительский дискурс, ставший объектом исследовательского интереса диссертантки, является одним из основных трансляторов аксиологических установок по определению. Новизна подхода А. Самсоновой заключается в том, что она не просто описывает систему дискурсивно актуальных ценностей, но исследует речевые средства репрезентации этой системы. Структура работы логична и оправдана, не вызывает никаких сомнений или возражений, ибо является вполне традиционной. Первая глава посвящена феноменологии культурно-просветительского дискурса: сначала автор показывает существующие в современной гуманитаристике подходы к определению дискурса, затем уточняет характеристики интересующего ее типа дискурса, далее рассматривает понятие «литературно-художественная критика» как элементарное для исследуемого дискурса. При чтении этой главы нельзя не обратить внимание на высокую филологическую культуру диссертантки, широту ее научной осведомленности, научный кругозор. Судя по реферативной части, ей удалось освоить, систематизировать весьма значительный объем серьезного теоретического материала. Обращаем внимание на то, что список литературы представлен 90 наименованиями, среди которых есть как фундаментальные труды, так и новейшие исследования, датируемые 2016 годом. Вторая глава диссертации собственно аналитическая. В этой главе, на наш взгляд, прежде всего, проявились творческие способности Анастасии Александровны. Известно и вполне естественно, что очень редко молодому исследователю удается создать оригинальный аналитический алгоритм, тем более, алгоритм, основанный на новейших достижениях отраслевого научного знания. Анастасии Александровне с этой сложной задачей удалось справиться. Причем, при реализации задачи ей пришлось привлекать новейшие изыскания, связанные с разными сферами гуманитаристики – теорию оценочности (современная интенционально-стилистическая проблема), журналистскую аксиологию, возникшую не только на базе теории журналистики, но аксиологии (философии, социологии), культурологические знания. Самым значительным и принципиально новаторским в этой главе, на наш взгляд, является раздел, в котором описывается процесс трансформации основных, базовых концептов культурно-просветительского дискурса в аксиологемы. Не менее интересна идея Анастасии Александровны о типологии оценок – о существовании индивидуально-авторских и дискурсивных оценок. В достаточной степени обоснованным мы считаем вывод, определяющий практическое значение всей работы – дискурс определяет речевую форму жанра, речевой облик текста. Выявленные А. Самсоновой дискурсивные особенности текста ведут к необходимости обращения к дискурсо-ориентированному подходу при изучении текстопорождающих алгоритмов в процессе подготовки журналистов. Кроме того, каждому практикующему специалисту массмедиа полезно получить представление о том, как, порой независимо от его воли, в тексте происходит зарождение ценностных смыслов и их последующая передача аудитории. Культура оформления работы находится на высоком уровне. Ссылки на источники соответствуют требованиям. После списка литературы автор приводит перечень из 93 рецензий, которые так или иначе упоминались в аналитической части и повлияли на предлагаемые автором диссертации в заключении выводы. Каждая рецензия, включенная в эмпирическую базу исследования, сопровождается гиперссылкой, что позволяет перейти на журналистский материал прямо из работы. Но именно сложные и высокопрофессиональные сочинения, как правило, вызывают вопросы. По отношению к Анастасии Александровне таких вопросов два: Достаточно ли анализа совокупного журнального текста одного издания для того, чтобы сделать вывод, имеющий отношение к современной ситуации в литературной критике в целом? Можно ли экстраполировать эти выводы на другие виды культурно-просветительской журналистики, или Ваши наблюдения имеют отношение только к литературной критике? А замечание у нас единственное. Оно касается описания в работе концептов-аксиологем. Нам представляется, что из этого описания неправомерно исключены те концепты, которые не включены в процесс аксиологизации. А ведь они наверняка в проанализированных текстах имеются. В целом же, мы убеждены, что Анастасия Самсонова написала работу, которая соответствует всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, потому заслуживает присуждения степени магистра журналистики. Диссертация А. Самсоновой заслуживает самой высокой оценки. Доктор филологических наук, ст. научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) Е.И. Колесникова