Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5292
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorВоскресенская Марина Аркадьевнаru_RU
dc.contributor.authorКузнецов Максим Игоревичru_RU
dc.contributor.authorKuznetsov Maksimen_GB
dc.contributor.editorдоктор исторических наук, доцент М.А.Воскресенскаяru_RU
dc.contributor.editorDoctor of History, Associate Professor M.A.Voskresenskayaen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:24:01Z-
dc.date.available2016-10-10T02:24:01Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043207en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5292-
dc.description.abstractАннотация магистерской диссертации Кузнецова Максима Игоревича «ЖИЗНЕННЫЙ МИР РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ» «Life-world of the Russian provinces in television documentary» Н. рук. – Воскресенская Марина Аркадьевна, д. истор. н., доцент Направление подготовки – «Журналистика» Профиль – «Журналистика и культура общества» Ключевые слова: документалистика, жизненный мир, провинция, телевизионная журналистика. Key words: documentaries, life-world, provinces, expression in filming, television. В современной России существует множество проблем: социальных, политических, экономических. Как правило, СМИ, говоря о них, обращаются только к тому, как они влияют на жизнь крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Однако в этих центрах проживает, в общей сложности, лишь около 17 млн человек, в то время как во всей стране – более 146 млн. То есть, рисуя картину российской жизни, журналисты сосредотачивают свое внимание, прежде всего, на городах федерального значения, абсолютно забывая о том, что большая часть населения проживает в провинции. Когда-то провинция была предметом живого интереса и глубокого изучения для русских писателей. Сейчас же она освещается основными российскими телеканалами лишь формально, а особый интерес для журналистов стали представлять только резонансные ситуации, происходящие на периферии. В целом мы можем говорить о том, что современные телевизионные СМИ не пытаются анализировать специфику жизни провинции, ее особенности и реально существующие проблемы. Однако в то же время некоторые журналисты осознали, что провинция может сыграть очень важную роль в будущем России. Для того, чтобы выяснить, чем и как живет периферия, некоторые из них обратились к документалистике. И уже сейчас они становятся гостями различных кинофестивалей, а их телевизионные документальные фильмы, исследующие в том числе и тему провинции, транслируются не только на телеэкранах, но и на экранах кинотеатров. То есть мы можем говорить о том, что тематика жизни провинции, ее проблем, ее роли в будущем России представляет актуальную проблему в современной России. Научная новизна исследования заключается в неизученности темы. В данной работе впервые рассматривается не просто жизненный мир российской провинции, а именно его журналистское отображение в документальном аудиовизуальном произведении. Цель исследования – выявить, каким предстает жизненный мир российской провинции в отечественной телевизионной документалистике. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать определения понятиям «жизненный мир» и «провинция». 2. Выявить художественные элементы, которые используются в теледокументалистике для отражения жизненного мира провинции. 3. Описать тот жизненный мир, который показан в каждом из анализируемых фильмов. 4. Определить, как с течением времени изменялся жизненный мир провинции, воссозданный в документалистике. Объектом исследования выступает телевизионная документалистика как специфическая область журналистики. Предметом исследования являются особенности отображения повседневного существования жителей российской глубинки средствами телевизионной документалистики. Теоретическая база исследования подразделяется на два блока. Первый из них относится к понятию жизненного мира и связанным с ним концепциям. Он представлен трудами таких ученых, как Э. Гуссерль, К. Хельд, А. Щюц, Ф. Бродель, Г. Пандель, А.Ф. Лосев и другие. Второй блок включает работы, посвященные основам анализа документального фильма и общим теоретическим аспектам создания аудиовизуальных произведений. К этой проблематике обращаются, в частности, А.С. Муратов и Л.Н. Нехорошев. Эмпирическую базу исследования составили документальный фильм И.Н. Апухтина «Омские сказки» (1998), документальный фильм С.В. Дворцевого «Хлебный День» (1998), документальный сериал А.Б. Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву. Особый путь» (2014), состоящий из шести серий. Методологическая база исследования основана на междисциплинарном подходе. В основе эмпирической части диссертации лежит анализ телевизионных документальных фильмов. Конкретные методы исследования: текстологический анализ для определения особенностей сценарной основы и выявления драматургических элементов, тематический анализ, искусствоведческий анализ для установления приемов художественной выразительности, конфликтологический анализ, а также сравнительный анализ образа провинции в документалистике с учетом исторической динамики. Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, описан научный аппарат исследования. В первой главе автор обращается к истории появления концепции жизненного мира, различным теориям, связанным с этим понятием, а также рассматривает определение жизненного мира, и дает собственную трактовку этого термина. Кроме того, автор исследует историю появления и трансформации в русском языке слова и понятия «провинция», анализирует существующие определения понятия «провинция», а также дает собственную трактовку этого термина. Во второй главе автор обращается к методологии исследования. В ней рассматриваются все этапы анализа, а также дается обоснование каждому из этих этапов. В третьей главе автор обращается непосредственно к эмпирическому материалу, анализируя его по всем пунктам, которые изложены во второй главе. Особое внимание уделяется сравнительному анализу образа провинции в документалистике с учетом исторической динамики. В заключении приведены общие выводы по результатам исследования. Положения, выносимые на защиту: 1. Главная отличительная черта теледокументалистики от кинодокументалистики – центральное место журналиста в произведении. Именно он является главным действующим лицом произведения, и именно журналист заставляет сюжет двигаться вперед. 2. Провинция может выступать в качестве источника для создания документальных и художественных произведений. В то же время периферия может сыграть очень важную роль в будущем России, и поэтому миссией журналистов и документалистов должна стать попытка понять специфику жизни провинции, ее проблемы и роль в жизни страны. 3. Жителей провинции мы можем условно поделить на две категории – обычные люди и необычные люди. Первые подвергнуты порокам общества, а вторые пытаются менять мир вокруг себя. Именно эти, необычные, люди и являются движущей силой в провинции, именно они создают ее жизненный мир, который находит свое отражение в документальных фильмах. 4. Некоторые элементы жизненного мира провинции за последние десятилетия не претерпели никаких изменений. Речь идет, прежде всего, о бедности, запустении, разрухе. Документальные фильмы доказывают, что подобные элементы являются следствием проблем, которые практически в неизменном виде существуют уже около 20 лет. 5. Все положительные изменения провинции касаются ее самоорганизации. Если документальные фильмы конца ХХ века создавали образ вымирающей и выживающей провинции, функционирующей в парадигме некой анархии, то к середине 2010-х провинция предстает уже живущей и развивающейся, имеющей некоторую четкую самоорганизацию.ru_RU
dc.description.abstractAnnotation to the Master’s thesis by M. I. Kuznetsov «Life-world of the Russian provinces in television documentary» Dissertation advisor M. A. Voskresenkaya, Doctor of Historical Sciences, associate professor Department: Journalism Specialization: Journalism and social culture Key words: documentaries, life-world, provinces, expression in filming, television. There are many problems in modern Russia: social, political, economic. As a rule, the media, talking about them, refer only to how they affect the lives of large cities such as Moscow and St. Petersburg. However, only about 17 million people in total reside in these centers, while in the whole country - more than 146 million. That is, painting a picture of life in Russia, journalists focus their attention primarily on the cities of federal significance, totally ignoring the fact that most of the population lives in the province. Once the province was the subject of keen interest and deep study of Russian writers. Now, it is covered by the main Russian TV channels formally, and only the headline-making situations occurring in the periphery are of particular interest to journalists. In general we can say that modern television media do not try to analyze the specificity of province life, its features and real problems. However, at the same time, some journalists have realized that the province can play a very important role in Russia's future. In order to find out how and what the periphery lives, some of them turned to the documentary. Now they are guests of various film festivals, and their TV documentaries exploring the topic of province life, are broadcast not only on TV but also in cinemas. That is, we can say that the topic of province life, its’ problems, its’ role in the future of Russia, is an actual problem in modern Russia. The scientific novelty of the research lies in the obscurity of the topic. The paper considers not just a life-world of the Russian province, but the way it is covered in documentary audiovisual work. The aim of the research is to reveal what appears life-world of the Russian province in the domestic television documentary. The objectives of the research are: 1. to give definitions of "life-world" and "province". 2. to identify the artistic elements that are used in television documentary to reflect the life-world province. 3. to describe the life-world, which is shown in each of the analyzed movies. 4. to determine how changes over time the life-world of province, recreated in the documentary. The object of the research is the TV documentary as a specific area of journalism. The subject of the research is the imaging features of everyday life of inhabitants of the Russian province in television documentary. The theoretical basis of the research is divided into two blocks. The first of these relates to the concept of life-world and related concepts. It is represented by the works of scholars, such as E. Husserl, K. Held, A. Schyuts, F. Braudel, Mr. Pandeli, A. F. Losev et al. The second block includes papers on the basis of analysis of the documentary film and general theoretical aspects of creating audiovisual documentaries. This issue is addressed by, in particular, A. S. Muratov and L. N. Nekhoroshev. Empirically the research is based on a documentary by I. N. Apukhtina "Omsk Tales" (1998), a documentary by S. V. Dvortsevoi "Bread Day" (1998), a documentary series by A. B. Lochak "Journey from St. Petersburg to Moscow. Special Way "(2014), consisting of six episodes. Methodologically the research is based on an interdisciplinary approach. The basis of the empirical part of the dissertation is the analysis of television documentaries. Specific methods such as: textual analysis to determine the characteristics of the scenario base and revealing dramatic elements, thematic analysis, analysis of art criticism for the establishment of methods of artistic expression, conflict analysis, and comparative analysis of the image of the province in a documentary based on historical dynamics, have been used. The structure of the master's dissertation is due by the purpose and objectives, and consists of an introduction, three chapters, conclusion and bibliography. In the introduction the actuality of the topic is proved and the scientific research unit is described. In the first chapter the author turns to the history of the life-world concept, different theories associated with this concept, as well as considering the definition of the life of the world, and gives his own interpretation of the term. In addition, the author explores the history of the emergence and transformation in the Russian language of the word and concept of "province", analyzes the existing definition of "province", and also gives his own interpretation of the term. In the second chapter the author refers to the methodology of the study. It addresses all stages of analysis, and gives the rationale for each of these stages. In the third chapter, the author refers directly to the empirical material, analyzing it for all the items set out in the second chapter. Particular attention is paid to the comparative analysis of the province's image in documentary based on historical dynamics. In conclusion, some general conclusions of the study are made. The provisions for the defense: 1. The main distinguishing feature of TV documentaries versus cinema documentary is journalist taking the central place in his work. He is the protagonist of the work, and that the journalist makes the story move forward. 2. The province can act as a source for the creation of documentary and artistic works. At the same time, the periphery can play a very important role in the future of Russia, therefore the mission of journalists and documentarians should be an attempt to understand the specifics of the life of the province, its’ challenges and its’ role in the country's life. 3. Residents of the province, we can be divided into two categories: ordinary people and extraordinary people. The former are subject to the vices of society, while the latter are trying to change the world around them. It is these unusual people who are the driving force in the province. They create its’ life-world, which is reflected in documentaries. 4. Some elements of the province life-world have not changed over the past decade. They are, above all, poverty, desolation, devastation. Documentaries prove that such problems are the result of elements which have been existing unchanged for nearly 20 years. 5. All positive changes are related to its’ self organization. If the documentaries of the late twentieth century created the image of dying and surviving province, operating in the paradigm of a certain anarchy, by the mid 2010s province appears to be already living and developing, having some clear self-organization.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectдокументалистикаru_RU
dc.subjectжизненный мирru_RU
dc.subjectпровинцияru_RU
dc.subjectтелевизионная журналистикаru_RU
dc.subjectdocumentariesen_GB
dc.subjectlife-worlden_GB
dc.subjectprovincesen_GB
dc.subjectexpression in filmingen_GB
dc.subjecttelevisionen_GB
dc.titleThe lifeworld of the Russian province in television documentariesen_GB
dc.title.alternativeЖизненный мир российской провинции в телевизионной документалистикеru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.