Рецензия на магистерскую диссертацию Максима Игоревича Кузнецова «Жизненный мир российской провинции в телевизионной документалистике» Как верно отмечает автор диссертационного исследования, жизнь российских регионов освещается сегодня федеральными российскими телеканалами формально, чаще всего лишь в связи с какими-то произошедшими на периферии экстремальными или резонансными событиями и ситуациями. Попытка сделать «5 канал» источником информации, освещающим жизнь всей нашей огромной страны, успехом не увенчалась. Таким образом, можно действительно говорить о том, что наши центральные телеканалы обходят стороной проблемы провинции, которых, к сожалению, немало и которые решаются не так быстро, как хотелось бы. Освещением жизни провинции занимается документальное кино, но, к сожалению, это чаще всего просто фиксация фактов или явлений, а не попытка показать сегодняшнюю жизнь российской провинции во все ее полноте. В специальной литературе практически не затрагивалась тема освещения в кино и на телевидении проблем периферийных городов и сел, и в этом смысле работа М.И. Кузнецова обладает достаточной степенью новизны и актуальности. В данной работе впервые рассматривается жизненный мир российской провинции через призму журналистского отображения этого мира в документальном аудиовизуальном произведении. Автор исследования на примере трех экранных работ попытался исследовать три разных подхода к показу в кино и на телевидении проблем современной российской глубинки и выявить, каким предстает жизненный мир российской провинции в отечественном документальном кино и в телевизионной документалистике. Первая глава диссертации посвящена трактовке таких понятий, как «провинция» и «жизненный мир». Опираясь на философские и литературоведческие источники, автор диссертации рассматривает эти дефиниции и дает собственное определение понятия «жизненный мир провинции». Во второй главе своей работы магистрант обращается к методике комплексного анализа документальных фильмов, используя семь методов анализа: описательную характеристику документального фильма, определение особенностей его сценарной основы, выявление драматургических элементов, тематический анализ, установление приемов художественной выразительности, анализ конфликтов, представленных в документальных фильмах, а также сравнительный анализ провинции в документалистике с учетом исторической динамики. В дальнейшем своем исследовании, обращаясь к конкретным аудиовизуальным произведениям, автор опирается на эти методы. В третьей главе диссертации автор анализирует уже непосредственно эмпирический материал – документальный фильм «Хлебный день», специальный репортаж «Омские сказки» и документальный телевизионный цикл «Путешествие из Петербурга в Москву. Особый путь». Рассмотрев, как трактуется образ современной российской провинции в данных работах, автор приходит к заключению, что в них показано, что жизненный мир провинции фактически создается ее жителями, но при этом этот мир неоднороден – имеет как положительные, так и отрицательные черты. Точным является наблюдение диссертанта о том, что жителей провинции, запечатленных в экранных произведениях, можно условно разделить на обычных и необычных. Первые довольствуются той жизнью, которая у них есть, вторые же пытаются, пусть и не всегда успешно, изменить жизненный уклад провинции и являются движущей силой, благодаря которой на периферии происходят сегодня некоторые изменения. Также отмечается, что деревенская глубинка в последние четверть века подверглась деструктивным изменениям в гораздо большей степени, чем городская и поселковая периферия, и что там все-таки можно видеть приметы самоорганизации, что дает повод для оптимизма. Нельзя не согласиться с автором исследования и в том, что миссией журналистов и документалистов должно стать сегодня их стремление понять специфику периферии, ее проблемы и ее роль в будущем России. Вместе с тем, следует отметить, что содержание данной диссертации могло быть глубже, если бы, учитывая масштабы нашей страны, в качестве эмпирической базы использовался более обширный материал, в котором нашла бы отражение не только периферия Северо-Запада и Омской области, но и других регионов, что хорошо показано в таких документальных работах, как «Русский заповедник», «Дом», «Глубинка», «Русское счастье», «Вятские характеры» и др. Также, сравнивая три экранных работы, разные по стилистике, стоило бы подчеркнуть их разное функциональное назначение и разную социально-политическую направленность. Фильм «Хлебный день» - это художественно-документальное произведение, которое уже закольцованностью начала и конца фильма создает эффект ахронности, невозможности вырваться из той ситуации, в которой оказались люди, брошенный на произвол судьбы. «Омские сказки» - это, скорее, заказная телевизионная публицистика. А в «Путешествии из Петербурга в Москву. Особый путь» акцент сделан на вековом смирении русского народа перед властью, хотя причины сегодняшней боязни людьми очередных перемен кроются в событиях недавнего прошлого. Однако высказанные замечания носят дискуссионный характер и не снижают общего благоприятного впечатления от диссертационной работы. Магистерская диссертация Максима Игоревича Кузнецова удовлетворяет требованиям, предъявляемым к данному виду работ, и заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент – профессор, зав. кафедрой режиссуры телевидения Санкт-Петербургского института кино и телевидения, режиссёр кино и телевидения, лауреат Государственной премии РФ А.П. Кривонос 10.05. 2016 г.