Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5278
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorКовтун Валентин Гурьевичru_RU
dc.contributor.authorАлексеева Лидия Кирилловнаru_RU
dc.contributor.authorAlekseeva Lidiiaen_GB
dc.contributor.editorкандидат исторических наук, доцент В.Г.Ковтунru_RU
dc.contributor.editorCandidate of History, Associate Professor V.G.Kovtunen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:23:57Z-
dc.date.available2016-10-10T02:23:57Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043125en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5278-
dc.description.abstractАннотация магистерской диссертации Алексеевой Лидии Кирилловны «Портрет в документалистике: аудиовизуальные cредства художественной выразительности» Portrait in documentary: audiovisual means of fiction expression Н. рук. – Ковтун Валентин Гурьевич, кандидат исторических наук, доцент Направление подготовки – Журналистика Профиль - Документальный фильм: творчество и технологии Кафедра телерадиожурналистики Ключевые слова: Документальный фильм, фильм-портрет, аудио-визуальные средства художественной выразительности Key words: Documentary film, film-portrait, audiovisual means of fiction expression Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня жанр портретного очерка (фильма-портрета) значительно изменил свои тематические и стилистические характеристики в кино и на телевидении, в связи с произошедшими за последние десятилетия переменами в общественно-политической жизни страны. Ввиду этих изменений в центре внимания оказалась персона. Эта эволюция данного жанра, пока что, недостаточно изучена в научной литературе. Кроме того, до сих пор отсутствует четкая типология подвидов жанра «фильм-портрет» и исследование выразительных средств, используемых сегодня в фильмах этого жанра. Новизна исследования заключается в том, что в данной работе исследуется эволюция жанра «портретный очерк», дается типология подвидов данного жанра, системно рассматриваются используемые в современных документальных фильмах различные средства художественной выразительности. Цель исследования – проследить эволюцию жанра «портретный очерк», выявить какие средства художественной выразительности являются формообразующими для фильмов в жанре «портретный очерк», типологизировать подвиды жанра «фильм-портрет». Полученные в результате подготовки теоретической части знания были использованы на практике (в разработке идеи, подготовке и съемках портретного очерка автором диссертации). Исходя из практически-прикладного характера цели исследования, были сформулированы задачи, стоящие перед автором диссертации: - проследить историю портретного очерка - определить тенденции развития портретного очерка; - типологизировать основные драматургические, изобразительные и выразительные средства, используемые в фильмах-портретах; - выявить аудиовизуальные средства художественной выразительности, используемые при создании фильма-портрета Объект исследования: документальные кино- и телефильмы в жанре «фильм-портрет» Предмет исследования – средства художественной выразительности, в документальных кино- и телефильмах, созданных в жанре портретного очерка Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды «Документальный телефильм: неоконченная биография» С. В. Муратова, «Документальный иллюзион» Л. Н. Джулай, «Художественно-выразительные средства экрана» Н.Л. Горюновой, «Спектакль без актера: записки режиссера документальных телефильмов», И.К. Беляева. Также были использованы работы, посвященные выразительным средствам экрана, такие как «Монтаж» С.М. Эйзенштейна, «Запечатленное время» А.А. Тарковского, «Телевизионная журналистика» Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского, «Изобразительное и звуковое решение экранного произведения» В.Ф. Познина, «Мастерство оператора-документалиста» С.М. Медынского, «Сценарий документального телефильма» А.А. Пронина Эмпирический материал. В ходе данного исследования для анализа аудиовизуальных средств художественной выразительности в качестве эмпирического материала послужили документальные кинофильмы в жанре портрет, показанные на различных кинофестивалях, а также телефильмы, наиболее интересные с точки зрения использования в них аудиовизуальных средств художественной выразительности. Среди них фильмы «Кратчайшие расстояния» Игоря Беляева, «Вороне где-то Бог», «Токарь», Владислава Виноградова, «Курилловские калачи» Дмитрия Лунькова, «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса, «Элегия жизни» Александра Сокурова, цикл фильмов Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР», «В темноте» Аркадия Дворцевого, «Русский заповедник» Валерия Тимощенко, «Катька» Гелены Тржештиковой, а также биографические телепередачи «Серебряный шар», «Острова» и другие. Методология исследования предполагает комплексный подход, который объединяет теоретические и эмпирические методы: • историко-хронологический метод; • метод эмпирического анализа; • метод сопоставительного анализа; • метод типологического анализа; • анализ контента. Рабочая гипотеза исследования. Полноценный фильм-портрет создается благодаря выявлению автором драматургического конфликта, развития драматургической коллизии, либо в результате точного композиционного построения и использования необходимых изобразительных и звуковых средств, создающих образ человека во взаимодействии его со средой и со временем, в котором он живет . Апробация результатов исследования. Методы монтажа в документальном телефильме в жанре коллективный портрет// Медиа в современном мире. Молодые исследователи. Сборник материалов 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (СПбГУ) Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается история жанра «портретный очерк», современное состояние данного жанра в российском кино и на телевидении, а также дается типология данного жанра. Во второй главе, посвященной средствам художественной выразительности, рассматриваются способы создания пространства и времени в документальных фильмах в жанре «фильм-портрет», дается описание и анализ средств художественной выразительности, используемых в фильмах данного жанра, анализируется роль звуковой партитуры в создании документального портретного очерка. В третьей главе анализируется собственный опыт автора работы по созданию фильма в жанре портретный очерк Положения, выносимые на защиту: 1. Анализ становление и развитие такого жанра, как «фильм-портрет», в документальном кино и на телевидении показал, что на этот процесс влияли как исторические и социокультурные условия в стране, так и эстетические вкусы, доминировавшие в определенный период. Кроме того, на эстетику документального фильма и на творческие возможности создания фильма-портрета в значительной мере повлияло совершенствование техники и технологии, произошедшее в последние десятилетия. 2. В жанровой палитре современного документального кино- и телефильма превалирует жанр портретного очерка. Но если на телевидении выбор героев чаще всего ограничен людьми творческих профессий и историческими личностями, то в документальном кино в основном люди самых разных профессий, либо вообще маргинальные личности, что определяет различный подход к использованию выразительных средств. 3. В отличие от документального кинофильма, где значительное внимание уделяется как изобразительному так и звуковому решению, в документальном телефильме, смысловая нагрузка часто переносится на семантический аспект и на звуковую, речевую составляющую. 4. Использование средств художественной выразительности в современных фильмах-портретах, не всегда зависит от типа портретного очерка (биографический, юбилейный, мемориальный, коллективный) и принципа композиционной структуры (нарративно-хронологической или описательно-тематической). В коллективном портрете, в отличие от других типов фильмов-портретов, одним из основных формообразующих средств экранного повествования является метод параллельного монтажаru_RU
dc.description.abstractAnnotation of the master thesis of Alekseeva Lidiya Kirillovna "A portrait in documentary: audiovisual means of art expressioen" Scientific adviser – Kovtun Valentin Guryevich, candidate of historical sciences, associate professor The direction of preparation – Journalism Profile - the Documentary: creativity and technologies Department of journalism of television and radio Key words: Documentary film, film-portrait, audiovisual means of art expression Relevance of this work is that today the genre of a portrait sketch (movie portrait) has considerably changed the thematic and stylistic characteristics at the cinema and on television, in connection with the changes which have happened for the last decades in social and political life of the country. Because of these changes, a person stay in the center of attention. Evolution of this genre, meanwhile, is insufficiently studied in scientific literature. Besides, still there is no accurate typology of subspecies of a genre "movie portrait" and research of the means of expression used today in movies of this genre. Novelty of research is that in this work evolution of a genre "a portrait sketch" is investigated, the typology of subspecies of this genre is given, various means of art expressiveness used in modern documentaries systemically are considered. Purpose of research – to track evolution of a genre "a portrait sketch", to reveal what means of art expressiveness are form-building for movies in a genre "a portrait sketch", to give a tipologic genre subspecies "movie portrait". The knowledge gained as a result of preparation of theoretical part has been used in practice (in development of idea, preparation and shootings of a portrait sketch by the author of the thesis). Proceeding from practical and applied character of a research objective, the tasks facing the author of the thesis have been formulated: - to track history of a portrait sketch - to define tendencies of development of a portrait sketch; - to give tipologize the main dramaturgic, graphic and the means of expression used in movies portraits; - to reveal the audiovisual means of art expressiveness used during creation of the movie portrait Object of research: documentary film and television movies in a genre "movie portrait" Piece of research – means of art expressiveness, in the documentary film and television movies created in a genre of a portrait sketch Scientific-theoretical base of a master's thesis works "The documentary television movie: the unfinished biography" S. V. Muratova, "A documentary illusion" of L. N. Dzhulay, "Screen art means of expression" of N. L. Goryunova, "A performance without actor: notes of the director of documentary television movies", I.K. Belyaeva. Also the works devoted to screen means of expression such as S. M. Eisenstein's "Installation", "The imprinted time" A.A. Tarkovsky, "Television journalism" of G.V. Kuznetsov, V. L. Zwick, A.Ya. Yurovsky, "The graphic and sound solution of screen work" of V. F. Poznin, "Skill of the operator-documentary film maker" S. M. Medynsky, "The script of the documentary television movie" A.A. Pronin have been used Empirical material. During this research for the analysis of audiovisual means of art expressiveness as empirical material the documentary movies in a genre a portrait shown at various film festivals and also television movies, the most interesting from the point of view of use have served in them audiovisual means of art expressiveness. Among them there are movies "The Shortest Distances" of Igor Belyaev, "To a crow somewhere God", "Turner", Vladislava Vinogradova, "Kurillovsky kalatches" of Dmitry Lunkov whether "It is easy to be young" Yuris Podniyeks, "The elegy of life" of Alexander Sokurov, a cycle of movies of Sergey Miroshnichenko "Given rise in the USSR", "In the dark" Arkady Dvortsevy, "The Russian reserve" of Valery Timoshchenko, "Dmitry Shostakovich. Alt sonata" Semyon Aranovich and Alexander Sokurov, "Katk" of Gelena Trzheshtikova, and also biographic telecasts "Silver Sphere", "Islands" and others. The methodology of research assumes an integrated approach which unites theoretical and empirical methods: • historical and chronological method; • method of the empirical analysis; • method of the comparative analysis; • method of the typological analysis; • analysis of content. Working hypothesis of research. The full movie portrait is created thanks to identification by the author of the dramaturgic conflict, development of a dramaturgic collision, or as a result of exact composite creation and use of the necessary graphic and sound means creating an image of the person in his interaction with Wednesday and over time in which he lives. Approbation of results of research. Methods of montage in the documentary television movie in a genre a collective portrait//Media in the modern world. Young researchers. Collection of materials of the 14th international conference of students, undergraduates and graduate students (St.Petersburg State University) The structure of work consists of introduction, three heads and the conclusion. In chapter 1 genre history "a portrait sketch", a current state of this genre in the Russian cinema and on television is considered, and also the typology of this genre is given. In chapter 2 devoted to means of art expressiveness ways of creation of space and time in documentaries in a genre "movie portrait" are considered, the description and the analysis of the means of art expressiveness used in movies of this genre is given, the role of the sound score in creation of a documentary portrait sketch is analyzed. In a chapter 3 the own experience of the author of work on creation of the movie in a genre a portrait sketch is analyzed The provisions submitted for protection: 1. The analysis formation and development of such genre as "movie portrait", in documentary cinema and on television has shown that influenced this process as historical and sociocultural conditions in the country, and the esthetic tastes dominating during a certain period. Besides, the esthetics of the documentary and creative opportunities of creation of the movie portrait was considerably affected by the improvement of equipment and technology which has happened in the last decades. 2. In a genre palette of the modern documentary film and television movie the genre of a portrait sketch prevails. But if on television the choice of heroes is most often limited by people of creative professions and historic figures, then in documentary cinema generally people of the most different professions, or in general marginal persons that defines various approach to use of means of expression. 3. Unlike the documentary movie where still considerable attention is paid to the graphic decision and to the mute componente, in the documentary television movie, semantic loading is often transferred to semantic aspect and to a sound, speech component. 4. Use of means of art expressiveness in modern movies portraits, as a rule, depends on type of a portrait sketch (biographic, anniversary, memorial, collective) and the principle of composite structure (chronological or descriptive and thematic). In a collective portrait, unlike other types of movies portraits, one of the fixed form-building assets of the screen narration is method of parallel montageen_GB
dc.language.isoru
dc.subjectДокументальный фильмru_RU
dc.subjectфильм-портретru_RU
dc.subjectаудио-визуальные средства художественной выразительностиru_RU
dc.subjectDocumentary filmen_GB
dc.subjectfilm-portraiten_GB
dc.subjectaudiovisual means of fiction expressionen_GB
dc.titleA portrait in documentaries: Audiovisual means of artistic expressionen_GB
dc.title.alternativeПортрет в документалистике: аудиовизуальные средства художественной выразительностиru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.