РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Лидии Кирилловны Алексеевой «Портрет в документалистике: аудиовизуальные средства художественной выразительности» Магистерская диссертация Л.К. Алексеевой «Портрет в документалистике: аудиовизуальные средства художественной выразительности» посвящена наиболее распространенному жанру на отечественном телевидении – портретному очерку и портретной зарисовке. Автор исследования рассматривает экранные ресурсы, которые используют журналист, режиссер, оператор для создания на экране полноценного образа реального человека. В первой главе диссертации, посвященной истории вопроса, рассматривается становление в экранном творчестве такого жанра, как «фильм-портрет». Автор обращает внимание на то, что в уже немых фильмах начал осваиваться тот арсенал изобразительных средств, который получит свое развитие в звуковом документальном кино, а затем на телевидении. Но только лишь с появлением звука на экране возникает многогранный образ реального человека, который виден не только в зримой деятельности, но и раскрывается как личность, обладающая самыми разными человеческими качествами. Л.К. Алексеева прослеживает основные этапы развития жанры портретного очерка, отмечая тесную связь тематической направленности и отбора героев очерков с исторической ситуацией, с одной стороны, и с развитием съемочной техники и техники записи звука – с другой. Раскрепощение камеры, возможность записывать звук синхронно на одном и том же носителе дали возможность журналистам и режиссерам не только работать более оперативно, но и снимать человека в естественных и привычных для него условиях. Пришедшие на телевидение кинодокументалисты принесли с собой культуру изображения. В рамках объединений, называемых «Телефильм» было создано немало замечательных работ о современниках – рабочих, ученых артистах, спортсменах. На телевидении осваивался жанр коллективного портрета на фоне эпохи. На Ленинградском телевидении в рамках «Лентелефильма» работало немало замечательных мастеров, создававших живые портреты современников, и даже пытавшихся проследить судьбы своих героев спустя несколько лет. Благодаря этим режиссерам зафиксированы на кинопленке и на магнитных носителях выдающиеся деятели культуры, искусства, науки, рабочие и крестьяне. Говоря о современном состоянии кино- и теледокументалистики, автор исследования резонно отмечает различие в тематической направленности и выборе героев в документальном кино и на в теледокументалистике. Современное телевидение, для того чтобы поднять рейтинг каналов, вынуждено ориентироваться на вкусы самой широкой аудитории, поэтому сегодня на телевизионном экране превалируют портретные очерки известных людей, тех, кого сегодня принято называть «медийными лицами». Это артисты, ведущие, деятели шоу-бизнеса, политические деятели и другие узнаваемые лица. В документальном же кино сегодня, наоборот, основное внимание уделено показу простых людей. Но , как верно подмечено автором исследования, к сожалению, «трендом», основным направлением в отражении на экране реальности стал показ преимущественно негативных сторон жизни и выбор в качестве героев маргиналов, людей без определенных занятий, находящихся в депрессивном состоянии. Изменилась и стилистика кинофильмов – в основном в них просто фиксируются те или иные жизненные явления без какой бы то ни было попытки осмыслить зафиксированное на цифровой носитель. В этой же главе Л.К. Алексеева предлагает свою типологию современных фильмов-портретов, выделяя среди них портрет современника, биографический фильм-портрет, юбилейный, мемориальный, коллективный портрет. Она даже обнаруживает такой новый жанр, как автопортрет. Подробно рассматриваются особенности каждого из названных подвидов портретного очерка. Во второй главе диссертации рассматриваются различные художественные средства, используемые в фильмах-портретах, – специфика использования планов различной крупности, включая детали, характеризующие героя; создание атмосферы места, в котором происходит действия, и т.п. Анализируется творческое использование таких средств, как ракурс, освещение, движение камеры и, конечно, монтаж. И что важно – использование изобразительных и звуковых средств рассматривается через призму драматургической задачи, которую ставит перед собой режиссер или журналист. Поскольку диссертационная работа носит творческий характер, то в третьей главе ее автор анализирует уже собственный опыт создания портретной зарисовки. В созданном ею фильме «Музыка без границ» рассказывается об обаятельном молодом человеке, заканчивающем музыкальное училище по классу фагота и желающем продолжить свое дальнейшее музыкальное образование в Германии. По жанру это портретная зарисовка, несколькими штрихами характеризующая творческого человека, желающего получить хорошее высшее образование за рубежом и устроить так же свою жизнь комфортно, стабильно, надежно. В этом его поддерживает его девушка и его родители. Практически в фильме нет никакого конфликта и никаких размышлений автора по поводу выбора героя – это просто констатация факта. Если к экранному изображению в этом фильме нет особых претензий, то работа со звуком, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего – в ряде мест из-за фоновых шумов с трудом воспринимаешь реплики персонажей. Система Safe Assign показывает 17% заимствований в тексте. Эти заимствования представляют собой в большинстве случаев фамилии авторов, общеупотребительные слова и могут быть определены как ошибка системы. В целом же магистерская диссертация Лидии Кирилловны Алексеевой удовлетворяет требования, предъявляемым к данному виду работ, и заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент – профессор, зав. кафедрой режиссуры телевидения Санкт-Петербургского института кино и телевидения, режиссёр кино и телевидения, лауреат Государственной премии РФ А.П. Кривонос 12.05. 2016 г.