Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/45906
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorФадеев Алексей Михайловичru_RU
dc.contributor.advisorFadeev Aleksej Mihajlovicen_GB
dc.contributor.authorЧисталёва Татьяна Александровнаru_RU
dc.contributor.authorCistaleva Tatana Aleksandrovnaen_GB
dc.contributor.editorФокин Владимир Ивановичru_RU
dc.contributor.editorFokin Vladimir Ivanovicen_GB
dc.date.accessioned2024-07-25T11:48:11Z-
dc.date.available2024-07-25T11:48:11Z-
dc.date.issued2024
dc.identifier.other069245en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/45906-
dc.description.abstractНа сегодняшний день мировые лидеры большинства стран мира видят в технологиях возможности, с помощью которых можно добиться ускоренного и качественного роста национальной экономики. За последние пару десятилетий в авангарде планов технологического развития оказывались разнообразные варианты технологий, но в последние пару лет ключевое место в таких обсуждениях занял искусственный интеллект (ИИ). Хотя интерес к ИИ развивается ещё со второй половины XX в. именно достижения науки и техники XXI в. сделали возможным масштабное внедрение и использование систем ИИ, что вызвало преобразующий социальный эффект. В таких условиях внимание инвесторов, бизнесменов, политиков и исследователей приковано к мировым инновационным центрам. Сейчас уже не только Соединённые Штаты и Китай предлагают миру новые решения – перспективным в этом отношении сейчас является и регион Юго-Восточной Азии (ЮВА). Юго-Восточная Азия сейчас вообще обладает одним из самых динамичных рынков в мире. На фоне стагнации не только развитых стран, но и Китая, страны ЮВА демонстрируют стабильный и впечатляющий уровень экономического роста, который не прекращается даже в условиях мировых кризисов. В ряде сфер, например, в освоении электронной коммерции, цифрового законодательства, индустрии Интернет-развлечений и так далее, ЮВА занимает лидирующие позиции. Актуальность темы исследования определяется тремя важными факторами. Во-первых, – это повышение в условиях Четвёртой промышленной революции роли инновационных технологий и особенно искусственного интеллекта как фактора влияния государства на международной арене. Во-вторых, растущее значение региона ЮВА как динамично развивающегося экономического и технологического центра. В-третьих, – отсутствие подробных научных работ об уровне технологического развития региона. Географические рамки исследования охватывают такие страны Юго-Восточной Азии, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х гг. по настоящее время. Целью настоящей работы является определение позиционирования искусственного интеллекта в контексте развития международных отношений в регионе ЮВА. На основании проведенного исследования были сделаны следующие результаты и выводы. Были изучены подходы к определению понятия «искусственный интеллект» и было установлено, что под ИИ можно понимать, как определённое свойство технологий, так и научную дисциплину. Однако в широком смысле ИИ – это возможность машины имитировать когнитивные и творческие функции человека. Кроме того, мы проанализировали эволюцию развития ИИ, что позволило нам выделить основные факторы, влияющие на динамику развития ИИ. Этими факторами оказались политические – наличие политической воли у государственных органов к всеобъемлющей поддержке развития отрасли; экономические – достаточный уровень финансирования отрасли, поскольку ИИ является ресурсоёмким направлением; социальные – высокий уровень образования, профессиональной подготовки специалистов и активность научных исследования, так как на настоящий момент ИИ является достаточно сложной технологией, горизонты которой ещё не определены. Аналогичный набор факторов оказывал влияние на технологическое развитие 6 государств Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины), что было установлено в ходе анализа динамики развития и повышения технологического уровня. Здесь же было установлено, что ключевым фактором в направлении технологического развития для государств ЮВА являлась именно политическая воля национальных правительств. Далее было проанализировано текущее положение развития ИИ в 6 странах Юго-Восточной Азии в рамках указанных факторов. Результаты этой части исследования содержали в себе следующие выводы. Во-первых, развитие ИИ является одной из ключевых задач государственного развития на национальном уровне. Почти во всех странах уже оформились всеобъемлющие национальные стратегии по развитию ИИ. Однако при детальном рассмотрении таких документов отмечалось то, что ИИ имеет значение не как сложная и преобразующая технология сам по себе, а лишь в контексте экономического эффекта, который можно от него получить. Во всех стратегиях развития ИИ сама технология так или иначе встроена в парадигму развития цифровой экономики и часто связана с такими программами. На предыдущем этапе (после деколонизации) существенно снизить число и интенсивность таких проблем удалось с помощью экономического роста, который последовал в том числе благодаря технологическому совершенствованию за счёт иностранных предприятий и капитала. Можно с определённой долей вероятности предположить, что на настоящем этапе государственного планирования правительства планируют пойти по тому же алгоритму, только в условиях развития новых и более совершенных видов технологий, к которым относится и ИИ. При этом сам процесс политического целеполагания стран ЮВА, направленного прицельно на экономическую сферу, демонстрирует характерную для многих развивающихся стран и стран Азиатско-Тихоокеанского региона тенденцию к доминирующей роли государства во всех сферах жизни общества. Таким образом, и развитие ИИ в странах ЮВА является преимущественно государственным сектором. Однако несмотря на то, что на национальных уровнях ИИ занимает крайне важное место в определении направлений дальнейшего развития, на уровне регионального сотрудничества это проявляется достаточно слабо. По отдельности страны ЮВА придают ИИ большое значение, АСЕАН как региональная организация на уровне заявлений также продемонстрировала вовлечённость в повестку ИИ. Тем не менее, несмотря на то, что дискуссия длится уже пару лет, реальных действий по развитию сотрудничества в направлении ИИ практически не было предпринято. Текущее обсуждение ИИ на уровне АСЕАН и стратегическое планирование регионального сотрудничества встроено опосредованно в дискуссию о цифровой экономике без выделения в отдельное направление. При этом фундаментальным и образующим планом для АСЕАН является проект построения Экономического сообщества АСЕАН, которое должно представлять собой, в первую очередь, именно экономическую интеграцию региона. Однако даже с учётом этого сами планы развития взаимодействия в области цифровой экономики и ИИ соответственно существуют абсолютно в том же русле, что и другие направления кооперации и не имеют приоритетного или другого особого положения, даже несмотря на такую артикуляцию. Текущая неразвитость сотрудничества в направлении ИИ или хотя бы цифровой экономики в общем могла бы иметь достаточно благоприятные перспективы, если бы к настоящему моменту регион не оказался бы между двумя конкурирующими державами – США и КНР. Борьба за рынки и зацикленность на технологическом превосходстве среди прочего лежит в основе этого соперничества – и ЮВА с её формирующимися рынками и производственными мощностями имеет в этом контексте большое значение. Этот тренд тоже не является новым, однако ранее заключение соглашений с Японией или Австралией не означало автоматически необходимость отказа от сотрудничества с другими государствами. Тем не менее, усиление конкуренции между США и КНР, а также чёткое стремление США ограничить технологическое развитие в перспективе может вылиться в ограничение возможности стран ЮВА лавировать между своими партнёрами. Однако для целей настоящей работы более важно то, что эта конъюнктура заведомо препятствует формированию прочной региональной кооперации в ЮВА по направлению развития ИИ.ru_RU
dc.description.abstractToday, world leaders in most countries of the world see opportunities in technology, with the help of which it is possible to achieve accelerated and high-quality growth of the national economy. Over the past couple of decades, a variety of technology options have been at the forefront of technological development plans, but in the last couple of years artificial intelligence (AI) has taken a key place in such discussions. Although interest in AI has been developing since the second half of the 20th century, it is the achievements of science and technology of the 21st century. they made possible the large-scale implementation and use of AI systems, which caused a transformative social effect. In such circumstances, the attention of investors, businessmen, politicians and researchers is focused on global innovation centers. Now it is not only the United States and China that are offering new solutions to the world – the Southeast Asian region (Southeast Asia) is also promising in this regard. Southeast Asia now generally has one of the most dynamic markets in the world. Against the background of stagnation not only in developed countries, but also in China, the Southeast Asian countries demonstrate a stable and impressive level of economic growth, which does not stop even in conditions of global crises. In a number of areas, for example, in the development of e-commerce, digital legislation, the Internet entertainment industry, and so on, Southeast Asia occupies a leading position. The relevance of the research topic is determined by three important factors. Firstly, it is an increase in the role of innovative technologies and especially artificial intelligence as a factor of state influence in the international arena in the context of the Fourth Industrial Revolution. Secondly, the growing importance of the Southeast Asian region as a dynamically developing economic and technological center. Thirdly, there is a lack of detailed scientific papers on the level of technological development of the region. The geographical scope of the study covers such Southeast Asian countries as Vietnam, Indonesia, Malaysia, Singapore, Thailand, and the Philippines. The chronological framework of the study covers the period from the 1990s to the present. The purpose of this work is to determine the positioning of artificial intelligence in the context of the development of international relations in the Southeast Asian region. Based on the conducted research, the following results and conclusions were made. Approaches to the definition of the concept of "artificial intelligence" were studied and it was found that AI can be understood as a certain property of technology, as well as a scientific discipline. However, in a broad sense, AI is the ability of a machine to mimic human cognitive and creative functions. In addition, we analyzed the evolution of AI development, which allowed us to identify the main factors influencing the dynamics of AI development. These factors turned out to be political – the presence of political will among government agencies to comprehensively support the development of the industry; economic – a sufficient level of financing for the industry, since AI is a resource–intensive area; social - a high level of education, professional training of specialists and the activity of scientific research, since AI is currently a rather complex technology, the horizons of which have not yet been determined. A similar set of factors influenced the technological development of 6 Southeast Asian countries (Singapore, Malaysia, Indonesia, Thailand, Vietnam, the Philippines), which was established during the analysis of the dynamics of development and improvement of the technological level. It was also found here that the key factor in the direction of technological development for the Southeast Asian states was precisely the political will of national governments. Next, the current state of AI development in 6 Southeast Asian countries was analyzed within the framework of these factors. The results of this part of the study contained the following conclusions. Firstly, the development of AI is one of the key tasks of state development at the national level. Comprehensive national AI development strategies have already been established in almost all countries. However, when examining such documents in detail, it was noted that AI is important not as a complex and transformative technology in itself, but only in the context of the economic effect that can be obtained from it. In all AI development strategies, the technology itself is somehow embedded in the digital economy development paradigm and is often associated with such programs. At the previous stage (after decolonization), it was possible to significantly reduce the number and intensity of such problems with the help of economic growth, which was followed, among other things, by technological improvement at the expense of foreign enterprises and capital. It can be assumed with a certain degree of probability that at the present stage of state planning, governments plan to follow the same algorithm, only in the context of the development of new and more advanced types of technologies, which include AI. At the same time, the very process of political goal-setting of the Southeast Asian countries, aimed specifically at the economic sphere, demonstrates the tendency characteristic of many developing countries and countries of the Asia-Pacific region towards the dominant role of the state in all spheres of society. Thus, the development of AI in Southeast Asian countries is predominantly a public sector. However, despite the fact that AI occupies an extremely important place at the national levels in determining the directions of further development, this is manifested rather weakly at the level of regional cooperation. Individually, the Southeast Asian countries attach great importance to AI, and ASEAN, as a regional organization, has also demonstrated its involvement in the AI agenda at the statement level. Nevertheless, despite the fact that the discussion has been going on for a couple of years, there has been practically no real action to develop cooperation in the direction of AI. The current discussion of AI at the ASEAN level and the strategic planning of regional cooperation are indirectly embedded in the discussion on the digital economy without being singled out in a separate direction. At the same time, the fundamental and formative plan for ASEAN is the project of building the ASEAN Economic Community, which should primarily represent the economic integration of the region. However, even with this in mind, the plans for the development of interaction in the field of digital economy and AI, respectively, exist in exactly the same direction as other areas of cooperation and do not have a priority or other special position, even despite such articulation. The current underdevelopment of cooperation in the field of AI or at least the digital economy in general could have quite favorable prospects if by now the region would not have found itself between two competing powers – the United States and China. The struggle for markets and the fixation on technological superiority, among other things, lies at the heart of this rivalry – and Southeast Asia, with its emerging markets and production capacities, is of great importance in this context. This trend is also not new, but earlier the conclusion of agreements with Japan or Australia did not automatically mean the need to abandon cooperation with other states. Nevertheless, increased competition between the United States and China, as well as a clear desire by the United States to limit technological development in the future, may result in limiting the ability of Southeast Asian countries to maneuver between their partners. However, for the purposes of this work, it is more important that this conjuncture obviously prevents the formation of strong regional cooperation in Southeast Asia in the direction of AI development.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectИскусственный интеллектru_RU
dc.subjectцифровая экономикаru_RU
dc.subjectИКТru_RU
dc.subjectЮго-Восточная Азияru_RU
dc.subjectАСЕАНru_RU
dc.subjectстратегия развитияru_RU
dc.subjectкооперацияru_RU
dc.subjectArtificial intelligenceen_GB
dc.subjectdigital economyen_GB
dc.subjectICTen_GB
dc.subjectSoutheast Asiaen_GB
dc.subjectASEANen_GB
dc.subjectdevelopment strategyen_GB
dc.subjectcooperationen_GB
dc.titleInterstate cooperation of Southeast Asian countries on the development of artificial intelligenceen_GB
dc.title.alternativeМежгосударственное взаимодействие стран Юго-Восточной Азии во вопросам развития искусственного интеллектаru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.