Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/3133
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorВасиленко Виктория Евгеньевнаru_RU
dc.contributor.authorБогатова Елена Владимировнаru_RU
dc.contributor.authorBogatova Elenaen_GB
dc.contributor.editorкандидат психологических наук, доцент В.Е. Василенкоru_RU
dc.contributor.editorCandidate of Psychology, Associate Professor V.E. Vasilenkoen_GB
dc.date.accessioned2016-08-31T12:40:04Z-
dc.date.available2016-08-31T12:40:04Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other044045en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/3133-
dc.description.abstractПонятие эмоционального интеллекта как комплекса ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих, введено П. Сэловеем и Дж. Майером (1990). Можно выделить такие ведущие теории эмоционального интеллекта, как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена и некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Актуальной является проблема соотношения эмоционального интеллекта с когнитивной сферой и с особенностями саморегуляции. В связи с этим целью нашего исследования стало изучить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. В исследовании приняли участие 72 студента магистратуры СПБГУ и РГПУ им. А.И.Герцена (41 девушка и 31 юноша, средний возраст 21,5 лет). Для сравнения было выбрано по 24 студента с 3 факультетов направлений: психологии, филологии и математики. Измерялись: 1) эмоциональный интеллект (тест М.Холла и тест Д.Люсина) 2) когнитивные стили (Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна и методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модификации А.И.Нафтульева, Н.М.Лебедевой) 3) саморегуляция (опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера). Исследование выявило, что девушки обладают более высоким интегративным уровнем эмоционального интеллекта по сравнению с юношами (M=61.76 и М=49.48, p<0,01). У юношей выше понятийная дифференциация (аналитичность) (М=2,94 у юношей 2,94 и М=1,85 у девушек, p<0,01), а также склонность к моделированию (М=5.48 у юношей и 4,59 у девушек, p<0,01). Это еще раз подтверждает известные данные о том, что женщины более склонны к эмоциональному восприятию мира, а мужчины – рациональному. Основные различия у студентов разных факультетов связаны с тем, что у психологов выявлен наибольший интегральный уровень эмоционального интеллекта, а математики лидируют в уровне поленезависимости. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи между коэффициентом эмоционального интеллекта и показателями когнитивных стилей только у математиков. Высокому эмоциональному интеллекту соответствуют более выраженные поленезависимость и аналитичность. Это можно объяснить тем, что, в отличии от психологов и филологов, наличие склонности к математическим способностям свидетельствует о превалировании рационального восприятия своих и чужих эмоций. Наряду с этим, у математиков и филологов существует обратная связь между эмоциональным интеллектом и саморегуляцией: чем выше ЭИ, тем меньше уровень регуляторной гибкости у математиков и тем ниже уровень интернальности в области производственных отношений у филологов. Таким образом, взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией поведения опосредованы учебно-профессиональной направленностью и наиболее выражены у студентов-математиков.ru_RU
dc.description.abstractPresent research aims to identify the relations between EI, cognitive styles and self-regulation of personality in early adulthood. Sample: graduate students from St. Petersburg State University and University of Herzen, 3 groups of 24 people: psychologists, linguists, mathematicians; (a total of 72, 41 females and 31 males, Mage = 21.5 years). We measured: 1) EI (Hall’s methodology, Lyusin’s test) 2) cognitive styles (Thurstone‘s test "Hidden figures", Gardner’s technique "Free sorting facilities") 3) Self-Regulation (Self-regulation styles questionnaire by V. Morosanova, Rotter’s Locus of Control Scale). Results. The main gender differences were associated with higher integrative level of EI in women and higher indexes of conceptual differentiation and susceptibility to modeling in men (p<0,01). The main differences between specialty were associated with higher integrative level of EI in psychologists and higher index of field independence in mathematicians. Correlation analysis revealed that indexes of EI and cognitive styles were most closely linked in mathematicians: high EI corresponds to higher field independence and analytic style. Inverse relation between EI and self-regulation was identified: higher EI corresponds with lower flexibility control in mathematicians and lower internality level in the field of industrial relations. Thus, the relations of EI with cognitive styles and self-regulation are mediated by specialty and are most pronounced in mathematics students.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectэмоциональный интеллектru_RU
dc.subjectкогнитивные стилиru_RU
dc.subjectсаморегуляцияru_RU
dc.subjectпериод ранней взрослостиru_RU
dc.subjectEmotional intelligenceen_GB
dc.subjectcognitive stylesen_GB
dc.subjectself-regulationen_GB
dc.subjectearly adulthooden_GB
dc.titleEmotional intelligence, cognitive styles and personal self-regulation in early adulthooden_GB
dc.title.alternativeЭмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослостиru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.