Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://hdl.handle.net/11701/3133
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.advisor | Василенко Виктория Евгеньевна | ru_RU |
dc.contributor.author | Богатова Елена Владимировна | ru_RU |
dc.contributor.author | Bogatova Elena | en_GB |
dc.contributor.editor | кандидат психологических наук, доцент В.Е. Василенко | ru_RU |
dc.contributor.editor | Candidate of Psychology, Associate Professor V.E. Vasilenko | en_GB |
dc.date.accessioned | 2016-08-31T12:40:04Z | - |
dc.date.available | 2016-08-31T12:40:04Z | - |
dc.date.issued | 2016 | |
dc.identifier.other | 044045 | en_GB |
dc.identifier.uri | http://hdl.handle.net/11701/3133 | - |
dc.description.abstract | Понятие эмоционального интеллекта как комплекса ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих, введено П. Сэловеем и Дж. Майером (1990). Можно выделить такие ведущие теории эмоционального интеллекта, как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена и некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Актуальной является проблема соотношения эмоционального интеллекта с когнитивной сферой и с особенностями саморегуляции. В связи с этим целью нашего исследования стало изучить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. В исследовании приняли участие 72 студента магистратуры СПБГУ и РГПУ им. А.И.Герцена (41 девушка и 31 юноша, средний возраст 21,5 лет). Для сравнения было выбрано по 24 студента с 3 факультетов направлений: психологии, филологии и математики. Измерялись: 1) эмоциональный интеллект (тест М.Холла и тест Д.Люсина) 2) когнитивные стили (Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна и методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модификации А.И.Нафтульева, Н.М.Лебедевой) 3) саморегуляция (опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера). Исследование выявило, что девушки обладают более высоким интегративным уровнем эмоционального интеллекта по сравнению с юношами (M=61.76 и М=49.48, p<0,01). У юношей выше понятийная дифференциация (аналитичность) (М=2,94 у юношей 2,94 и М=1,85 у девушек, p<0,01), а также склонность к моделированию (М=5.48 у юношей и 4,59 у девушек, p<0,01). Это еще раз подтверждает известные данные о том, что женщины более склонны к эмоциональному восприятию мира, а мужчины – рациональному. Основные различия у студентов разных факультетов связаны с тем, что у психологов выявлен наибольший интегральный уровень эмоционального интеллекта, а математики лидируют в уровне поленезависимости. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи между коэффициентом эмоционального интеллекта и показателями когнитивных стилей только у математиков. Высокому эмоциональному интеллекту соответствуют более выраженные поленезависимость и аналитичность. Это можно объяснить тем, что, в отличии от психологов и филологов, наличие склонности к математическим способностям свидетельствует о превалировании рационального восприятия своих и чужих эмоций. Наряду с этим, у математиков и филологов существует обратная связь между эмоциональным интеллектом и саморегуляцией: чем выше ЭИ, тем меньше уровень регуляторной гибкости у математиков и тем ниже уровень интернальности в области производственных отношений у филологов. Таким образом, взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией поведения опосредованы учебно-профессиональной направленностью и наиболее выражены у студентов-математиков. | ru_RU |
dc.description.abstract | Present research aims to identify the relations between EI, cognitive styles and self-regulation of personality in early adulthood. Sample: graduate students from St. Petersburg State University and University of Herzen, 3 groups of 24 people: psychologists, linguists, mathematicians; (a total of 72, 41 females and 31 males, Mage = 21.5 years). We measured: 1) EI (Hall’s methodology, Lyusin’s test) 2) cognitive styles (Thurstone‘s test "Hidden figures", Gardner’s technique "Free sorting facilities") 3) Self-Regulation (Self-regulation styles questionnaire by V. Morosanova, Rotter’s Locus of Control Scale). Results. The main gender differences were associated with higher integrative level of EI in women and higher indexes of conceptual differentiation and susceptibility to modeling in men (p<0,01). The main differences between specialty were associated with higher integrative level of EI in psychologists and higher index of field independence in mathematicians. Correlation analysis revealed that indexes of EI and cognitive styles were most closely linked in mathematicians: high EI corresponds to higher field independence and analytic style. Inverse relation between EI and self-regulation was identified: higher EI corresponds with lower flexibility control in mathematicians and lower internality level in the field of industrial relations. Thus, the relations of EI with cognitive styles and self-regulation are mediated by specialty and are most pronounced in mathematics students. | en_GB |
dc.language.iso | ru | |
dc.subject | эмоциональный интеллект | ru_RU |
dc.subject | когнитивные стили | ru_RU |
dc.subject | саморегуляция | ru_RU |
dc.subject | период ранней взрослости | ru_RU |
dc.subject | Emotional intelligence | en_GB |
dc.subject | cognitive styles | en_GB |
dc.subject | self-regulation | en_GB |
dc.subject | early adulthood | en_GB |
dc.title | Emotional intelligence, cognitive styles and personal self-regulation in early adulthood | en_GB |
dc.title.alternative | Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости | ru_RU |
Располагается в коллекциях: | MASTER'S STUDIES |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Mag__diss__Bogatovoj_E__pravka_26_maya.docx | Article | 650,77 kB | Microsoft Word XML | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_Otzyv_Bogatovoj_E__2016.doc | ReviewSV | 31,5 kB | Microsoft Word | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_st001750_Vasilenko_Viktoriya_Evgenevna_(supervisor)(Ru).txt | ReviewSV | 3,43 kB | Text | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_Rec__Dermanovoj_I_B__na_mag__diss__Bogatovoj_E_V.docx | ReviewRev | 21,52 kB | Microsoft Word XML | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_Rec__Rudyxinoj_O_V__na_mag__diss__Bogatovoj_E_V.doc | ReviewRev | 67,5 kB | Microsoft Word | Просмотреть/Открыть |
reviewSV_st001750_Vasilenko_Viktoriya_Evgenevna_(reviewer)(Ru).txt | ReviewRev | 19,92 kB | Text | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.