Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/31137
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorДенисенко Сергей Викторовичru_RU
dc.contributor.advisorDenisenko Sergej Viktorovicen_GB
dc.contributor.authorБерезовская Светлана Дмитриевнаru_RU
dc.contributor.authorBerezovskaa Svetlana Dmitrievnaen_GB
dc.contributor.editorСтепанов Андрей Дмитриевичru_RU
dc.contributor.editorStepanov Andrej Dmitrievicen_GB
dc.date.accessioned2021-07-31T18:39:41Z-
dc.date.available2021-07-31T18:39:41Z-
dc.date.issued2021
dc.identifier.other079788en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/31137-
dc.description.abstractЦелью ВКР является выявление функций виртуальной реальности (компьютерной симуляции) в произведениях Виктора Пелевина — повести «Принц Госплана» (1991) и романе «Любовь к трем цукербринам» (2014). Первоначально термин «виртуальная реальность» возник в области естественных наук и относился к моделированию стереоскопических изображений, из-за чего впоследствии термин «виртуальная реальность» стал ассоциироваться именно с компьютерной симуляцией. В то же время понятие «виртуальная реальность» может означать и любую иллюзорную «не-действительную» реальность. Творчество Пелевина представляет целую энциклопедию иллюзорных реальностей: в этом качестве выступает не только компьютерная симуляция, но и реальность, генерируемая идеологией, а также искажение мировосприятия человека под влиянием самых разных внешних и внутренних факторов. Тема иллюзорности мира в творчестве писателя восходит к буддистским понятиям сансары и нирваны. Пелевин постоянно указывает на некую вечную истину, которая может быть постигнута только индивидуально; познавший эту истину человек оказывается способен выйти из привычной для него, но иллюзорной по сути реальности в высшую, настоящую, то есть достигнуть нирваны. В ранней прозе Пелевина герой, познавший иллюзорность окружающей его реальности, часто оказывается перед выбором: выйти или остаться, однако в более поздних произведениях сомнению подвергается бытийность всех существующих в рамках произведения реальностей. «Принц Госплана», хотя и принадлежит к самым ранним текстам Пелевина, выражает скепсис по отношению к возможности выхода. В этом тексте стирается граница между миром, в котором существуют протагонист и другие персонажи, и миром компьютерных игр, атрибуты которого воспринимаются героями как реально существующие, и само существование персонажей подчиняется логике компьютерной игры. Смерть становится иллюзией, которая ведет не к выходу из реальности, а к загрузке последнего сохраненного файла. Потенциальный выход в иную реальность главный герой видит во сне, однако этот онейрический выход иллюзорен, так как герой спит в виртуальном пространстве игры “Prince of Persia”. Таким образом, в мире «Принца Госплана» оказывается невозможно покинуть цикл жизни и смерти и выйти в нирвану. Сходная концепция мироздания лежит в основе романа «Любовь к трем цукербринам». Здесь изображенные реальности образуют сложную систему вложенных друг в друга «миров-коробок», ни одна из которых не является по-настоящему реальной. С точки зрения теории Мультивселенной существует множество миров, каждый из которых может быть действительным или возможным в зависимости от положения наблюдателя. Как и в концепции модального реализма Дэвида Льюиса, в романе Пелевина все действительные и возможные миры не только одновременно реальны, но и одновременно иллюзорны, поскольку действительность или возможность мира зависит от положения наблюдателя относительно этих миров. Иллюзией является и компьютерная симуляция, которая снится герою, и мир самого героя, поскольку последний воплощает только один из вариантов развития событий. Иллюзорен и райский мир ангела Сперо, куда после смерти попадают души персонажей, поскольку он существует только для тех «версий» персонажей, которые погибают в предпоследней части романа. Никто из персонажей не способен выйти в некую «окончательную реальность»: она не существует в рамках Мультивселенной. Таким образом, и в раннем, и в позднем произведениях Пелевина функцией виртуальной реальности оказывается демонстрация иллюзорности бытия, замкнутости мира и невозможности его покинуть.ru_RU
dc.description.abstractThe aim of the graduation thesis is to identify the functions of virtual reality (computer simulation) in Victor Pelevin’s works, namely the novella “Prince of Central Planning” (1991) and the novel “Love for Three Zuckerbrins” (2014). Initially, the term “virtual reality” originated in the field of natural sciences and referred to simulation of stereoscopic images, which is why the term “virtual reality” later became associated with computer simulation. At the same time, the concept of virtual reality can mean any illusory “non-valid” reality. Pelevin's work presents a whole encyclopedia of illusory realities: not only computer simulations, but also the reality generated by ideology, as well as distortion of a person's worldview under the influence of a variety of external and internal factors. The theme of the illusory nature of the world in Pelevin’s art goes back to the Buddhist concepts of Samsara and Nirvana. The writer constantly points to some eternal Truth, which can be comprehended only on an individual basis; a person who has cognized this Truth is able to get out of the familiar, but essentially illusory reality into a higher, real one, that is, to reach Nirvana. In Pelevin's early prose, the hero, who has learned the illusory nature of the surrounding reality, often has a choice to leave or stay, but in later works the existence of all realities within the work is called into question. The novella “Prince of Central Planning”, although belonging to the earliest texts of Pelevin, expresses skepticism about the possibility of an exit. This text erases the border between the world in which the protagonist and other characters do exist, and the world of computer games, the attributes of which are perceived by the heroes as real; the very existence of the characters obeys the logic of a computer game. Death becomes an illusion, which does not lead to an exit from reality, but to the loading of the last saved file. The protagonist sees a potential exit into a different reality in a dream, but this oneiric exit is illusory, since the hero sleeps in the virtual space of the “Prince of Persia” game. Thus, the world of the “Prince of Central Planning” proves impossibility to leave the cycle of life and death and enter Nirvana. A similar concept of the universe underlies the novel “Love for the Three Zuckerbrins”. Here the depicted realities form a complex system of nested “box worlds”, none of which is truly real. From the point of view of the theory of the Multiverse, there are many worlds, each of which can be existing or possible depending on the position of the observer. As in David Lewis's theory of Modal Realism, in Pelevin's novel all real and possible worlds are not only simultaneously existing, but are also illusory, since the reality or possibility of the world depends on the position of the observer towards these worlds. The computer simulation the hero dreams of is an illusion, as well as the world he lives in, since this last world embodies only one of the options for the development of events. The heavenly world of the angel Spero, where the souls of the characters fall after death, is also illusory, since it exists only for those “versions” of characters who die in the penultimate chapter of the novel. None of the characters are able to enter some kind of “ultimate reality”: it does not exist within the framework of the Multiverse. Thus, both in the early and in the later Pelevin’s works, the function of virtual reality is to demonstrate the illusory nature of life, the isolation of the world and the impossibility of leaving it.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectПелевинru_RU
dc.subjectвиртуальная реальностьru_RU
dc.subjectиллюзияru_RU
dc.subjectМультивселеннаяru_RU
dc.subjectсимуляцияru_RU
dc.subjectвидеоигрыru_RU
dc.subject«Принц Госплана»ru_RU
dc.subject«Любовь к трем цукербринам»ru_RU
dc.subjectбуддизмru_RU
dc.subjectPelevinen_GB
dc.subjectvirtual realityen_GB
dc.subjectillusionen_GB
dc.subjectMultiverseen_GB
dc.subjectsimulationen_GB
dc.subjectcomputer gamesen_GB
dc.subject“Prince of Central Planning”en_GB
dc.subject"Love for the Three Zuckerbrins"en_GB
dc.subjectBuddhism.en_GB
dc.titleVirtual reality in Victor Pelevin’s worksen_GB
dc.title.alternativeВиртуальная реальность в творчестве Виктора Пелевинаru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Virtualnaa_realnost_v_tvorcestve_Viktora_Pelevina.docxArticle409,9 kBMicrosoft Word XMLПросмотреть/Открыть
reviewSV_Otzyv_naucnogo_rukovoditela_Berezovskaa.docxReviewSV19,14 kBMicrosoft Word XMLПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.