Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/3035
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorЧамеев Александр Анатольевичru_RU
dc.contributor.authorБелик Анастасия Александровнаru_RU
dc.contributor.authorBelik Anastasiiaen_GB
dc.contributor.editorкандидат филологических наук, доцент А.А.Чамеевru_RU
dc.contributor.editorCandidate of Philology, Associate Professor A.A. Chameeven_GB
dc.date.accessioned2016-08-31T12:39:40Z-
dc.date.available2016-08-31T12:39:40Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other042520en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/3035-
dc.description.abstractАННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы Белик Анастасии Александровны на тему: «Розенкрейцеровский роман Э. Бульвер-Литтона «Занони»: вопросы поэтики» Эдвард Бульвер-Литтон (1803–1873) – английский писатель, чьё творчество пришлось на один из самых важных этапов развития английской литературы – вторую треть XIX века – и стало яркой и репрезентативной частью этого периода. Несмотря на то, что современная и Бульвер-Литтону, и нам критика чаще всего квалифицирует его как автора второго ряда, а его литературный дискурс считает тенденциозным и необоснованно растянутым (сегодня в Англии его имя в первую очередь ассоциируется с литературной премией за худшее начало романа – Bulwer-Lytton Fiction Contest); многовекторность, объёмность, экспериментальность творческого наследия и эксцентрическая личность Бульвер-Литтона не позволяет исследователю не признать за ним заметное место в истории английской литературы. Будучи самым известным денди своего времени, он создал бестселлер XIX века «Пелэм, или Приключения джентльмена»; как политик и знаток истории написал всемирно известный исторический роман «Последние дни Помпеи» по мотивам картины Карла Брюллова; а его серьёзный интерес к оккультным наукам и антропософии привел его к изобретению своеобразного поджанра – оккультной фантастики, представленной романами «Странная история», «Грядущая раса» и «Занони». Последний представляет собой своеобразный и малоизученный розенкрейцеровский роман. В связи с этим исследование поэтики и проблематики романа «Занони» представляется нам актуальным. Научная новизна работы определяется целью исследования, а также недостаточной изученностью материала в отечественном литературоведении. Данное диссертационное исследование ставит своей целью определить жанровое своеобразие романа, ввести в научный оборот ряд малоизвестных фактов и реабилитировать Бульвер-Литтона как самобытную и достойную изучения фигуру в мировой литературе. Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования: – отразить многовекторность личности и творчества Эдварда Бульвер-Литтона; дать представление о нише, занимаемой им в литературе викторианской Англии; – определить место романа «Занони» в литературном наследии автора; – выявить основные темы и проблемы романа, рассмотреть его в историко-философском контексте; – очертить специфику преломления розенкрейцеровской философии в изучаемом романе; – выявить особенности поэтики романа «Занони» – в частности, его нарративной и мотивной структуры; – охарактеризовать жанровую синкретичность романа «Занони». Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 94 страницы. Список литературы насчитывает 89 работ, из них 40 – на английском языке. Во введении дается краткий обзор основных исследований, посвященных творчеству Бульвер-Литтона, обосновывается выбор темы исследования, его актуальность и научная новизна; определяются цели и задачи исследования. В первой главе «Жизнь и творчество Эдварда Бульвер-Литтона» представлен развёрнутый биографический очерк; резюмировано творческое наследие и определено место изучаемого романа в нём. Вторая глава «Сюжет, нарратив и мотивная структура романа» посвящена исследованию композиции романа и его мотивной структуры (фаустианский мотив и мотив продажи души, мотив призрака, инициации, сверхъестественного долголетия, библейские мотивы). В третьей главе «“Занони” как розенкрейцеровский роман» рассматривается проблематика романа с акцентом на преломление аксиологии и символики розенкрейцеров в художественном произведении, формирующее специфический поджанр оккультно-философского романа. В четвёртой главе «Жанровое своеобразие романа “Занони”» отмечается особая жанровая синкретичность исследуемого произведения, органично соединившего в себе признаки различных разновидностей романа. В заключении приводятся основные выводы по работе: – Эдвард Бульвер-Литтон, постоянно находясь в конфликте с викторианской критикой и противопоставляя себя всему современному литературному процессу, тем не менее был органичной частью этого процесса; – амбивалентность высказываемых Бульвер-Литтоном идей, неоднозначная аксиология и неоднородная поэтика его романов определяется в большой степени внутренними противоречиями во всех сферах жизни – личной, социально-политической, религиозно-философской и творческой; – в розенкрейцеровском романе «Занони» (1842) отразилось характерное для ранневикторианской литературы столкновение и смешение категорий науки и религии, а также вторжение производных от них форм – таких, как спиритуализм и месмеризм – в магистральный культурный поток; – жанровую природу романа отличает особая синкретичность: в нём, во-первых, встретились основные инстинкты творчества Бульвер-Литтона (предшествующего и последующего); во-вторых, соединились проблематика и генетические коды «готического», исторического, «сенсационного» романов, а также романа воспитания и романа испытания; – мотивы и нарративные техники, заимствованные автором у разных жанров, в романе «Занони» часто теряют свою традиционную форму и прагматику; Эдвард Бульвер-Литтон оставляет от них только оболочку и заставляет «работать» на собственные цели; в частности, они необходимы для оживления идейного, тенденциозного романа (novel of purpose) и интеграции его в литературную традицию; – глубоко своеобразным в романе является характер осмысления французской революции: историческое событие рассматривается в «эзотерическом разрезе» – как противостояние олицетворённых энергий, тьмы и света – и с новаторским для первой половины XIX века психологизмом; – розенкрейцеровские идеи и символика в романе служат своеобразным трамплином для изображения религиозно-философских взглядов Бульвер-Литтона и не претендуют на достоверность; являются скорее средством создания определённого колорита и относительной историко-философской определённости; – конфликт естественнонаучных и мистических категорий, неоднозначная оценка розенкрейцеровской философии в итоге позволяет сформировать художественный образ идеального человека и предложить вариант решения центральной фаустовской проблемы.ru_RU
dc.description.abstractSUMMARY of the graduate study «The Rosicrucian novel by E. Bulwer-Lytton “Zanoni”: problems of poetics» by Belik Anastasiia Edward Bulwer-Lytton (1803–1873) was an English writer whose literary career brightly represented one of the most significant stages of English literary history – the second third of the XIX th century. Contemporary literary criticism tends to qualify Bulwer-Lytton as a secondary writer, whose fiction is fustian, over-melodramatic and stiff. Symptomatically, his name is primarily known today for the “Bulwer-Lytton Fiction Contest” held to determine the “opening sentence of the worst of all possible novels”. Nevertheless, with diversity, abundance and eccentricity of Bulwer-Lytton’s creative heritage, a researcher cannot help but acknowledge his considerable influence upon Victorian literature. Being one of the most famous dandies of his time, he has created the best-selling novel “Pelham, or Adventures of a Gentleman”. His political experience and outstanding knowledge of history have been reflected in historical novels; most famous is “The Last Days of Pompeii” inspired by Karl Briullov’s painting. It is also widely known that Bulwer-Lytton had special interest in occult studies and anthroposophy – and had invented a sort of subgenre – the so-called “occult fantasy” (“A Strange Story”, “The Coming Race” and “Zanoni”). Bulwer-Lytton’s Rosicrucian novel “Zanoni” is a story of love and occult aspiration which has not yet been properly subjected to scholarly analysis. That is why we consider this study to be topical. The academic novelty of this research is determined by its purpose, as well as by the lack of knowledge in this field in Russia. The main purpose of the present research is to study poetics and genre characteristics of Bulwer-Lytton’s Rosicrucian novel “Zanoni”. To achieve this purpose, it has been necessary to solve a number of research problems: – to introduce Bulwer-Lytton as a talented, multi-facial and contradictive creative personality; – to reveal the main themes and issues, the author deals with in the novel “Zanoni”; – to define cultural status and significance of the novel in the context of Bulwer-Lytton’s literary heritage; – to characterize specific features of Rosicrucian philosophy when represented in fiction; – to define major influences manifested in the novel; – to analyse its narrative structure and leitmotifs; – to describe genre peculiarities of “Zanoni”. The study includes an introduction, four chapters, a conclusion and a bibliography. The study numbers 94 pages; the bibliography numbers 89 titles, including 40 items in English. In the introduction the author gives a brief account of Bulwer-Lytton studies, explains the choice of the subject, its topicality and academic novelty, defines the goals and problems that need to be solved. The first chapter "The Life and Works of Edward Bulwer-Lytton" gives a detailed biography of the writer; touches on the further fate of the novel “Zanoni”. The second chapter “Plot, narrative structure and leitmotifs of the novel” is dedicated to the novel’s composition and its motifs (Faustian, ghost, initiation themes; motifs of a contract with the devil and of immortality;). In the third chapter “Zanoni as a Rosicrucian novel” issues of the novel are studied: in particular, there is a focus on fictional modification of Rosicrucian axiology and symbolic system. The fourth chapter’s object is a synthetic nature of the novel’s genre – the way different novel kinds’ features are combined. In the conclusion the results of the research are presented: – Edward Bulwer-Lytton’s literary heritage was an organic part of English literature of the Victorian period, in spite of the fact he used to oppose himself to it; – inner contradictions and multi-facial nature of Bulwer-Lytton's personality have determined ambiguous axiology and heterogeneous poetics of his novels, including “Zanoni”; – “Zanoni” represents mixture of science and religion in the early-Victorian literature along with derivated forms’ (such as spiritualism and mesmerism) intrusion into the main stream culture; – what differs “Zanoni” is its special synctretism in terms of genre. The novel has combined basic trends of Bulwer-Lytton’s creativity and genetic codes of historical, sensational, gothic novel, novel of maturation, etc; – traditional motifs and narrative techniques are often modified in terms of form and purpose in Bulwer-Lytton’s fiction; – the conceptualization of French revolution in “Zanoni” is dramatically special, not to say unique: the historical event is regarded from esoterical point of view; – Rosicrucian ideas and system of symbols in the novel do not lay claim to be authentic; basically they perform auxiliary function by creating certain historical and ideological context; – the conflict of scientific and mystical concepts along with ambiguous evaluation of rosicrucian philosophy eventually promotes a perfect character’s creation and the central Faustian problem’s solvation. – conflicts and issues, Bulwer-Lytton deals with in the novel, allow to characterize “Zanoni” as a versatile and complex literary phenomenon, which reflects philosophical ideas and literary trends of his time.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectБульвер-Литтонru_RU
dc.subjectЗанониru_RU
dc.subjectрозенкрейцеровский романru_RU
dc.subjectпоэтикаru_RU
dc.subjectанглийская литература.ru_RU
dc.subjectBulwer-Lyttonen_GB
dc.subjectZanonien_GB
dc.subjectrosicrucian novelen_GB
dc.subjectpoeticsen_GB
dc.subjectEnglish literatureen_GB
dc.title"Zanoni", a Rosicrucian novel by Edward Bulwer-Lytton: The poetics issuesen_GB
dc.title.alternativeРозенкрейцеровский роман Э. Бульвер-Литтона «Занони»: вопросы поэтикиru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Bulver-Litton_Belik.docArticle491 kBMicrosoft WordПросмотреть/Открыть
reviewSV_OTZYV__Belik.docReviewSV35,5 kBMicrosoft WordПросмотреть/Открыть
reviewSV_st005843_CHameev_Aleksandr_Anatolevich_(supervisor)(Ru).txtReviewSV6,52 kBTextПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.