Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5295
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorЛабуш Николай Сергеевичru_RU
dc.contributor.authorМалицкая Дарья Александровнаru_RU
dc.contributor.authorMalitсkaia Dariaen_GB
dc.contributor.editorдоктор политических наук, профессор Н.С.Лабушru_RU
dc.contributor.editorDoctor of Political Science, Professor N.S.Labushen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:25:45Z-
dc.date.available2016-10-10T02:25:45Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043224en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5295-
dc.description.abstractАктуальность исследования. Проблема исследования национального менталитета находится на пике своей популярности, а само понятие «менталитет», особенно в словосочетании «российский менталитет» является одним из самых распространенных терминов научных работ современной российской психологии, политологии, социологии и других наук. Условия информационного противоборства по достижению государствами своих национальных интересов усиливают возможности «переформатирования» менталитета нации средствами массовой информации. Процесс (ре)формирования менталитетов и идентичностей может осуществляться журналистами, как сознательно, так и неосознанно, в связи с тем, что принадлежность субъектов процесса дементализации к той или иной стороне конфликта, может существенно влиять на их поведение и манеру подачи информации. Тем не менее, рассмотрению возможностей реального воздействия на менталитет нации средствами массовой информации и вытекающим из этого последствиям уделяется недостаточное внимание. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в теоретическом осмыслении основных научных категорий, характеризующих явление ментальности, ее характерных черт, национальных особенностей, факторов формирования и поддержания. Совокупность факторов, приемов и способов медийного воздействия субъектов на менталитет нации в работе представлен как механизм дементализации. В практическом плане важность представляет исследование процесса воздействия на устойчивость менталитета под воздействием ряда факторов и прежде всего, массмедиа. Объект исследования – СМИ как инструмент изменения национального менталитета (дементализации). Предмет исследования – механизм процесса дементализации нации средствами массовой информации. Цель работы - изучить возможности воздействия средств массовой информации на устойчивость/неустойчивость национального менталитета. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач: - изучить категории «менталитет» и «менталитет русской нации», выделив их базовые черты и характеристики; - выявить место и роль процесса дементализации в ходе информационного противоборства конфликтующих сторон в борьбе за достижение национальных интересов; - охарактеризовать приемы и способы, используемые СМИ в процессе отражения, репрезентации или изменения менталитета и национальной идентичности в ходе информационного противоборства; - сформулировать понятие «дементализация», выявить и дать характеристику основным субъектам процессов дементализизации; Для решения поставленных задач в исследовании использованы следующие методы: контент-анализ, сравнение, метод обобщения и метод систематизации. Научно-теоретическая база представлена работами теоретиков и практиков из сферы масс-медиа (Ю.Г. Бочкарева, Я.Н. Засурский), политологии (А.В. Манойло, А.Ю. Маруев), психологии (А.В. Юревич), филологии (Ф. Муминова), истории (А.Я. Гуревич), социологии (С.Г. Кара-Мурза) и др. Кроме того нами был изучен определенный объем исследований на иностранных (английском и французском) языках. В их числе работы Z. Brzezinsky, B. Fredericks, M.C. Libicki, P. Marty, J. Press и др. Эмпирическую базу исследования составляют публикации локальных, федеральных и региональных средств массовой информации, касающиеся репрезентации характерных черт русского менталитета, авторские колонки, ТВ-передачи авторитетных журналистов, посвященные темам информационного противоборства, национального характера, идентичностей и т.п. В основу анализа документов легли 817 публикаций с федерального сайта «Независимой Газеты» и 382 публикации на портале издательского дома «Алтапресс» (Алтайский край) за период с января 2014 года по апрель 2016 года. Более широкие хронологические рамки (с 1991 года по настоящий момент) относятся к журналистским материалам, анализируемым во втором параграфе второй главы. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, приложения и списка литературы. Введение к работе раскрывает ее актуальность и научно-исследовательскую новизну, определяет объект и предмет изучения, цель и задачи, а также методы исследования, с помощью которых будет раскрыта тема в полной мере. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению явлений и соответствующих им понятий - «менталитет», «информационное противоборство», «общественное мнение» охарактеризованы виды и способы влияния средств массовой коммуникации и средств массовой информации на самосознание и менталитет нации, приведены наиболее авторитетные стратегии влияния на национальное самосознание. Во второй главе проводится анализ отражения в СМИ конкретных элементов российского менталитета, выделяемых учеными. Эмпирическая часть исследования направлена на выявление роли СМИ в процессе (ре)формирования менталитета. Более подробно характеризуются субъекты дементализации, дается их классификация, характеристика каждой группе и каждому типу субъектов, акцентируется внимание на повседневной практике СМИ. В работе приводятся мнения известных экспертов из числа ученых и массмедийных персон. В заключении мы подводим итог проделанной работе, обобщаем и систематизируем сделанные выводы.ru_RU
dc.description.abstractResearch topicality. The problem of studying of national mentality is on the top of its popularity. The term “mentality”, especially in the context of the “Russian mentality” is one of the most widespread terms of scientific works in the fields of Russian psychology, political science, sociology, et cetera. Different conditions like information warfare that are used by the governments to achieve their national interests boost the ability to “reformate” the mentality of nations by the means of mass media. The process of the mentality and identity reformation can be conducted by journalist both conscious and unknowingly, as the accessory of various subjects of the demantalization process to one or another sides of conflicts can make a significant influence on their behavior and the manner of the information presentation. However, there is insufficient attention that is paid to the problem of the real ability of mass media to influence the national mentality. Originality of dissertation and practical implications are contained in the theoretical comprehension of the fundamental science categories that characterize the phenomenon of mentality, its features, national uniqueness and factors of its formation. The combination of different factors and techniques of the media influence on the national mentality is observed in this work as a demantalization mechanism. In practice, it is important to analyze the process of exercising influence by mass media on the mentality under many factors. The target of the study is the media as an instrument that changes the national mentality (demantalization) The scope of the study is the mechanism of the nation demantalization process by the media. The aim of the study is to examine the ability of the media to exercise influence on the stability/instability of the national mentality. Gaining the aim of the study supposes the following tasks to be solved: - examine the terms “mentality” and “the Russian mentality” and to highlight their basic principles and features; - find out the role of the demantalization process in the information warfare of the conflicting governments in the struggle for realization national interests; - characterize different ways and techniques that are used by the media in the process of reflecting, representation and changing the mentality and the national identity in the frames of the information warfare - coin the term “demantalization”, find out and characterize main subjects of its process. The following methods are used to solve the fore-mentioned tasks: content analysis, comparison, the method of generalization and systematization method. The works of experts in the mass-media sphere (U.G. Bochkarev, Ya.N. Zasurski), in the field of political science (A.V. Manoylo, A.U. Maruev), psychology (A.V. Urevich), philology (F. Myminova), history (A.Ya. Gurevich), sociology (S.G. Kara-Murza), et cetera represent the scientific and theoretical framework in the study. Besides, the foreign (English and French) literature was analyzed, among which the works of Z. Brzezinsky, B. Fredericks, M.C. Libicki, P. Marty, J. Press can be named. The empirical base of the study consists of the publications of local, federal and regional media that concern the problem of the representation of the Russian mentality, editorial columns, TV-programmes of influential journalists that touch upon the phenomenon of information warfare, national character, identity, etc. 817 publications from website of the federal newspaper “Nezavisimaya Gazeta” and 382 articles on the “Altapress” (the Altay region) portal from the January 2014 to the April 2016 were put in the background of the analysis. The wider chronological frameworks (from 1991 till nowadays) concern the journalistic materials that are analyzed in the second paragraph of the second chapter. The work structure is defined by the scope of the study, its aim and tasks. The work has the introduction, 2 chapters – theoretical and practical, conclusion, addenda and bibliography. The introduction highlights the topicality, practical implication and the originality of the dissertation, defines its target, scope and the methods of the study, that help to conduct the research fully. The first chapter offers the theoretical explaining of the phenomena of “mentality”, “information warfare”, “public opinion”, also the characteristics of the forms and abilities of the media to control the national mentality and self-awareness are given. The main strategies of influence on the national consciousness were described as well. In the second chapter the concrete reflection of the Russian mentality in the media was analyzed. Empirical part of the study focuses on the role of the media in the process of reforming of the mentality. The subjects of demantalization are examined in detail, their classification is observed. The accent is put on the daily media practice and each group and subject type is considered. In the research the opinion of experts, scientists and famous media people is given. The conclusion summarizes and systemizes the made findings.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectменталитет нацииru_RU
dc.subjectинформационное противоборствоru_RU
dc.subjectдементализацияru_RU
dc.subjectнациональная идентичностьru_RU
dc.subjectрусский менталитетru_RU
dc.subjectвлияние Масс-медиаru_RU
dc.subjectnational mentalityen_GB
dc.subjectinformation warfareen_GB
dc.subjectdemantalizationen_GB
dc.subjectnational identityen_GB
dc.subjectRussian mentalityen_GB
dc.subjectMass-media impactsen_GB
dc.titleMass media as an instrument of the nation's dementalisation during information confrontationen_GB
dc.title.alternativeСМИ как инструмент дементализации нации в ходе информационного противоборстваru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.