Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/1534
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorMaltseva, Svetlana V.en_GB
dc.contributor.authorМальцева, С.В.ru_RU
dc.date.accessioned2015-05-16T22:17:08Z-
dc.date.available2015-05-16T22:17:08Z-
dc.date.issued2010-
dc.identifier.isbn978-5-93574-402-3-
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/1534-
dc.description.abstractЦерковь Успения Богородицы Студеницкого монастыря имеет исключительное значение для всей сербской архитектурной традиции. Храм строился как задужбина-усыпальница объединителя сербских земель, великого князя Стефана Немани между 1186 и 1196 гг. Затем, после перенесения сюда в 1207 г. мощей св. Симеона Мироточивого (Стефана Немани в монашестве), Студеница становится центром культа основателя сербского государства. Формирование ансамбля завершается в 1234 г., когда пристраивается Радославов нартекс. Эти этапы возведения главного храмового комплекса Студеницы отражают основные вехи формирования Рашской школы, положившей начало сербской архитектурной традиции. Ее сложение совпадает с эпохой становления независимого Сербского государства. Эти явления оказываются тесно связаны и находят отражение в архитектурной программе храма. Студеницкий храм становится образцом, во многом предопределившим специфику дальнейшего развития сербского храмового зодчества. В данном сообщении мы попытались рассмотреть и, по возможности, объяснить появление в архитектуре Студеницкой церкви некоторых своеобразных элементов, которые впоследствии стали отличительными чертами построек Рашской школы. Это купольный однонефный храм типа слабо выраженного креста, вытянутый по оси восток-запад. Он имеет подчеркнутое трехчастное деление пространства в интерьере с разделением функций каждого компартимента, а также трехчастное решение алтарной части при однонефной структуре постройки. Центральное ядро выделено в объемно-пространственной композиции. Западная часть расширена, к ней присоединены приделы. Полагаем, что ок. 1207 г., в связи с формированием культа св. Стефана Немани, приделы были устроены в боковых вестибюлях, примыкающих к подкупольному квадрату. В 1234 г., на заключительном этапе формирования ансамбля, приделы, посвященные святым покровителям Сербского государства, св. Стефану архидиакону и св. Симеону Мироточивому, появляются также в западной части храма, в Радославовом нартексе. Форма этих приделов, возможно, связана с более древними местными традициями. Еще одна важная особенность Студеницкого храма - каменный резной декор, в котором соединяются западные и восточные традиции. Полагаем, что в Студеницком храме сложился своеобразный идеальный тип сербской задужбины-усыпальницы, получивший последующее развитие в архитектуре Рашской школы и доминировавший до конца 13 в. В дальнейшем к нему обращались всегда, когда необходимо было подчеркнуть особый статус и национальный характер сербских построек.ru_RU
dc.language.isoruen_GB
dc.publisherThe State Hermitage Publ.en_GB
dc.publisherИздательство Государственного Эрмитажаru_RU
dc.relation.ispartofseriesАрхитектура Византии и Древней Руси IX-XII вв. Труды Государственного Эрмитажа;LIIIru_RU
dc.relation.ispartofseriesTransactions of the State Hermitage museum;LIIIen_GB
dc.subjectthe Studenica churchen_GB
dc.subjectmedieval Balkan architectureen_GB
dc.subjectSerbian architectureen_GB
dc.subjectthe Rashka schoolen_GB
dc.subjectByzantine architectureen_GB
dc.subjectdomed hallen_GB
dc.subjectsingle nave domed churchen_GB
dc.subjectsingle nave basilicaen_GB
dc.subjectchapelsen_GB
dc.subjectСтуденицаru_RU
dc.subjectсредневековая архитектура Балканru_RU
dc.subjectсербская архитектураru_RU
dc.subjectРашская архитектурная школаru_RU
dc.subjectвизантийская архитектураru_RU
dc.subjectкупольный залru_RU
dc.subjectоднонефный крестовокупольный храмru_RU
dc.subjectоднонефная базиликаru_RU
dc.subjectприделru_RU
dc.titleThe Dormition Church of Studenitsa Monastery: Byzantine Origins and Rise of The Serbian Regional Traditionen_GB
dc.title.alternativeЦерковь Успения Богородицы монастыря Студеница. Византийские истоки и становление сербских региональных традицийru_RU
dc.typeArticleen_GB
dc.description.altabstractThe Church of the Dormition of the Virgin of the Studenica Monastery holds a very special place in the history of medieval Serbian architecture due to the sacred meaning and artistic value of the structure. It was built between 1186 and 1196 as zaduzbina and the burial church of Grand Prince Stefan Nemanja, the gatherer of the Serbian lands. After the relics of St. Simeon the Myrrh-gusher (monk name of Stefan Nemanja) had been transferred to Studenica, the latter became the centre of the veneration of the Serbian state's founder. The construction of the narthex of Radoslav in 1234 completed the shaping of the ensemble. The phases of the construction of the Studenica main architectural complex reflect the stages of the formation of the Rashka school, which laid the foundation of the Serbian, architectural tradition. Its rise coincides with the formation of the independent Serbian state. These two phenomena are tightlylinked and embodied in the architectural programme of the church. The Studenica church became the model which predefined the following development of Serbian ecclesiastical architecture. The author makes an attempt at describing the specific elements in the architecture of the Studenica church which later became the Rashka school's distinguishing marks. The single-nave domed church of the cross-in-square type has an east-west orientation. The interior is pronouncedly divided into three parts with clear functions of each part. The altar has a tripartite division. The central core is emphasised in the special composition. The west part is enhanced with chapels adjoining the central core. They were closely connected with the formation of the veneration of St. Simeon around 1207. The new chapels devoted to St. Stefan the Archdeacon and St. Simeon Myeeh-gusher appeared at the final stage of the construction in 1234 and were adjoined to the narthex of Radoslav. The shape of these chapels probably has roots in the local tradition. Another important feature of the Studenica church, its carved stone sculpture, connects the Eastern and Western traditions. The Studenica church played a decisive role in the formation of the ideal type of Serbian zaduzbina which was dominant up to the end of the 13th century. Hereafter the type was made use of each time when it was necessary to emphasise the special status and national character of the building.en_GB
Располагается в коллекциях:Articles

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
hermitage1.jpgCover873,35 kBJPEGЭскиз
Просмотреть/Открыть
Svetlana-V-Maltseva-The-Dormition-Church-of-Studenitsa-Monastery.pdfMain article2,13 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.