Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/5317
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorГромова Людмила Петровнаru_RU
dc.contributor.authorШуляк Юлия Юрьевнаru_RU
dc.contributor.authorShuliak Yuliaen_GB
dc.contributor.editorдоктор филологических наук, профессор Л.П.Громоваru_RU
dc.contributor.editorDoctor of Philology, Professor L.P.Gromovaen_GB
dc.date.accessioned2016-10-10T02:26:00Z-
dc.date.available2016-10-10T02:26:00Z-
dc.date.issued2016
dc.identifier.other043316en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/5317-
dc.description.abstractАктуальность исследования. Путешествие в наше время понимается как многоаспектная деятельность. Свобода передвижения, повсеместное рекламирование туристических маршрутов, доступность информации в сетевом пространстве, глобализация и связанные с нею пространства потоков – финансовых, информационных и технологических – выделяют журналы путешествий (травелоги) среди остальных изданий. Сравнительно недавно такие направления, как спортивная, модная и трэвел-журналистика стали восприниматься как серьезные объекты для рассмотрения, что может быть напрямую связано с усилением процессов глобализации и в подаче преимущественно «мягких», развлекательных новостей. Среди них трэвел-журналистика особо выделяется, оказывая влияние на самоидентификацию людей, наводя кросс-культурные мосты и формируя глобальное мировоззрение. Степень разработанности проблемы. Журналы путешествий мало изучены исследователями. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были: С.Ю. Лучинская [Лучинская 2009], Ю.В. Ростовская [Ростовская 2012], И.В. Показаньева [Показаньева 2013], П. Лебедев [Лебедев 2011], А. Эткинд [Эткинд 2001] и F. Hanusch [Hanusch 2009]. Однако они не рассматривали генезис журналов путешествий (от предшественников – литературных травелогов – до современных изданий), а также не формировали модель журналов путешествий (затрагивая не только российские издания). Поэтому мы определили следующую цель исследования: представить типологический, функциональный и аксиологический анализ журналов путешествий как научно-популярного типа издания. Задачи исследования: рассмотреть эволюцию журналов путешествий; провести типологический анализ журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic; определить функциональное назначение журналов путешествий; выявить аксиологические модели журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic; создать модель современного научно-популярного журнала путешествий. Объектом и эмпирической базой исследования являются журналы путешествий: «Журнал путешествий Демидова» (1771 г.), «Северный архив» (№2, 1822 г.), «Современная история света» (часть 3, 1809 г.), «Новейшие путешествия» (1809 г.), «Вокруг света» (1861 г. и 2015 г.), «Природа и охота» (1873 г.), «Природа и люди» (1889 г.), «Путешественник» (№1, 1905 г.), «Славянский путешественник» (№1, 1901 г.), «Всемирный следопыт» (2015 г.), альманахи «На суше и на море» (1979 г.), «Путешествие по России» (2015 г.), «Экс» (2015 г.), GEO (2013 г.), National Geographic (1896 г. и 2014 г.), Conde Nast Traveler (2015 г.), «Вояж» (2015 г.). Предметом исследования является типологическая и аксиологическая модели журналов путешествий «Вокруг света» и National Geographic. Методы исследования. В работе мы применили историко-типологический метод, системно-типологический метод и метод аксиологического анализа. Теоретической базой исследования стали работы по типологическим характеристикам СМИ А.И. Акопова [Акопов 1999], Э.А. Лазаревич [Лазаревич 1978], А.А. Тертычного [Тертычный 2002]. Также важными трудами аксиологическом анализе изданий были работы М.М. Бахтина [Бахтин 1975], К.Г. Юнга [Юнг 1991]. Кроме того, мы обратились к работам И.В. Ерофеевой [Ерофеева 2010], К.Р. Нигматуллиной [Нигматуллина 2011], М.В. Пименовой [Пименова 2005], В.А. Сидорова [Сидоров 2007] и др. Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением функций, целевых и ценностных установок журналов путешествий, а также широким охватом российских травелогов. Кроме того, исследователи могут воспользоваться типологической моделью современного журнала путешествий как научно-популярного изданий. Практическая значимость. Данная работа вызовет интерес не только у теоретиков журналистики, но и у практиков. Во-первых, знание ценностей, пропагандируемых журналами путешествий, позволят редакциям подобных изданий переосмыслить свою работу и более конкретно и целенаправленно формировать свою аксиологическую модель. Во-вторых, типологическая модель журнала позволит изданиям вписаться в нишу или найти в ней слабые звенья и перестроить систему. Так или иначе, работа поможет журналистам, работающим в сфере трэвел-журналистики, идентифицировать себя с тем или иным СМИ, осуществить преемственность знаний и моделей журналов или отказаться от них. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Положения, выносимые на защиту. Американские журналы путешествий не утратили культурно-просветительские и образовательные функции, однако, российские издания приобрели тенденцию к выполнению развлекательной функции. Данная тенденция связана со стремительной коммерциализацией рынка и связанными с ними обязательства по отношению к туристу как одному из потребителей информации. Научно-популярные журналы путешествий выполняют такие функции, как познавательная, рекреативная и интегрирующая. Они отвечают специфике рассматриваемых изданий, поскольку имеют своей целью развлекать и просвещать аудиторию. Интегрирующая функция характерна для изданий, обращающихся к социально-политическим и экологическим проблемам и стремящихся найти решения, к которым необходимо прийти только посредством консолидации общества. В российских журналах путешествий сохраняется преемственность ценностей с такими смысловыми маркерами, как «традиции», «герой», «общество-природа», «миф-реальность» и «толерантность». Американские журналы путешествий претерпевают значительные изменения ценностной политики, однако, в них сохраняется глубокий, исследовательский характер подачи материалов. Российская и американская модели журналов путешествий имеют ряд общих смысловых маркеров (в первых номерах – «Другой», «герой», «общество-природа»; в последних – «традиции», «толерантность»), что указывает на наличие сходных черт в национальных моделях журналов путешествий, следовательно, можно говорить о некой общей модели данного типа изданий. Концепции исходной и современной модель изданий имеют сходные задачи и цели: показать разнообразие мира и взаимосвязь человека и природы. Кроме того, они не особенно отличаются жанровым и тематическим разнообразием. В концепциях существуют и различия. В частности, современная модель представлена большим количеством заметок и большим число иллюстраций, что объясняется клиповым мышлением аудитории и другими факторами. Авторский состав современной модели изданий в большей степени представлен журналистами, нежели путешественниками или учеными. Подводя итоги, можно отметить, что журналы путешествий еще не до конца изучены, необходимо продолжать рассматривать их концепцию, а также влияние трэвел-СМИ на аудиторию, поскольку данный вид СМИ играет особую роль в информационном поле сегодня.ru_RU
dc.description.abstractThe relevance of the research. Today travel is understood as a multifaceted activity. Freedom of movement, the widespread advertising of tourist routes, the availability of information in the network space, globalization and the associated space of flows – financial, information and technology – are emphasized travel magazines (travelogues) among other editions. More recently, areas such as sports, fashion and travel journalism began to be perceived as serious objects for consideration that can be directly linked to increasing globalization and in the supply of mainly "soft" entertainment news. Among these travelers' journalism highlights, affecting the identity of people, bridging cross-cultural bridges and forming a global outlook. The extent of the problem. Travel magazines are studied by researchers a little bit. The first theorists who reviewed the travel media and allocated among them on board, travel and popular science media, were are S.Y. Luchinskaya [Luchinskaya 2009], Y. Rostovskay [Rostovskay 2012], I.V. Pokazaneva [Pokazaneva 2013], P. Lebedev [Lebedev 2011], A. Etkind [Etkind 2001] and F. Hanusch [Hanusch 2009]. However, they did not consider the genesis of travel magazines (from its predecessors – the literary travelogues – to modern editions), and also did not form a model of travelogue (affecting not only the Russian editions). Therefore, we have identified the following research purpose: to present typological, functional and axiological analysis of the travel magazines as a popular science type of edition. Goals of the research: to examine the evolution of travel magazines; to conduct a typological analysis of travel magazines on the example of "Vokrug Sveta" and National Geographic; to determine the functionality of travel magazines; to identify an axiological model of travelogues on the example of "Around the World" and National Geographic; to create a model of modern scientific and popular travel magazine. The object and the empirical base of the study are travel magazines, "Demidov Travel Magazine" (1771), "Severny arhiv" (№2, 1822), "Sovremennay istoria sveta" (Part 3, 1809), "Noveishii puteshestvia" (1809),"Vokrug sveta" (1861 and 2015), "Priroda i ohota" (1873), "Prirod i ludi" (1889), "Puteshestvennik" (№1, 1905), "Slavyanskiy puteshestvennik" (№1, 1901), "Vsemirny sledopit" (2015), "Na sushe i na more" (1979), "Pureshestvia po Rossii" (2015) "Ex" (2015), GEO (2013), National Geographic (1896 and 2014), Conde Nast Traveler (2015), "Voyage" (2015). The subject of study is a typological and axiological models of travel magazine "Vokrug sveta" and National Geographic. Research methods. In this paper we have used historical and typological method, system-typological method and axiological analysis. The theoretical base of the study was the researches of media typological characteristics of A.I. Akopov [Akopov 1999] E.A. Lazarevic [Lazarevic 1978], A.A. Tertychnyi [Tertychnyi 2002]. Other important studies of axiological analysis of editions were the work of M.M. Bakhtin [Bakhtin 1975], K.G. Jung [Jung 1991]. In addition, we turned to the researches of I.V. Erofeeva [Erofeeva 2010], K.R. Nigmatullina [Nigmatullina 2011], M.V. Pimenova [Pimenova 2005], V.A. Sidorov [Sidorov 2007] and others. The theoretical significance of the study is due to the identification of functions, objectives and value systems of travel magazines, as well as extensive coverage of Russian travelogues. In addition, researchers can take advantage of the typological model of modern travel magazine as a scientific and popular editions. Practical significance. This work will be of interest not only in journalism theorists, but also practical. Firstly, knowledge of the values promoted by travel magazines, the editors allow such publications to rethink their work and more specifically and purposefully shape their axiological model. Secondly, typological magazine model will fit into editions niche, or to find the weak links and rebuild the system there. Anyway, the work will help journalists working in Travel journalism, to identify themselves with a particular media, to carry out the continuity of knowledge and models of magazines or abandon them. The structure of study. The work consists of an introduction, three chapters and a conclusion. The main conclusions. US travel magazines have not lost their cultural-educational and educational function, but Russian media have acquired a tendency to perform entertainment functions. This trend is related to the rapid commercialization of the market and the related obligations to tourists as one of the consumers of information. Popular science travel magazines perform functions such as cognitive, recreational and integrating. They meet the specifics of the considered editions because they intend to entertain and educate audiences. The integrating function characteristics of the media seeking to socio-political and environmental issues and seeking to find solutions, which need to come only through the consolidation of society. The Russian travel journals preserved the continuity of values with such semantic markers as "tradition", "Hero", "society-nature", "myth-reality" and "tolerance". US travel magazines undergo significant changes of value policy, however they still have a deep, exploratory feed materials. Russian and American travel magazine models have some common semantic markers (in the first issues – the "Other", "Hero", "society-nature"; in the past – "tradition", "tolerance"), which indicates the presence of similarities in the national models of travel journals, therefore, we can speak about a certain general model of this type of editions. Concepts both original and modern models of editions have similar goals and objectives: to show the diversity of the world and the relationship between man and nature. In addition, they are not particularly different genre and thematic diversity. The concepts have differences too. In particular, the current model is represented by a large number of short news and a large number of illustrations that explained clip thinking audience and other factors. Author's part of a modern model of editions mostly represented by journalists than scientists or travelers. Summing up, it can be noted that travel magazines are not have fully understood yet, it is necessary to continue to review their concept, as well as the impact of Travel-media audience, as this type of media has a special role in the information field today.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectжурнал путешествийru_RU
dc.subjectтравелогru_RU
dc.subjectпутешествиеru_RU
dc.subjectнаукаru_RU
dc.subjectфункции журналаru_RU
dc.subjectценностиru_RU
dc.subjecttravel magazineen_GB
dc.subjecttravelogueen_GB
dc.subjecttravelen_GB
dc.subjectscienceen_GB
dc.subjectmagazine featuresen_GB
dc.subjectvaluesen_GB
dc.titleTravel magazines as a type of popular science publications: The evolution of the content and formen_GB
dc.title.alternativeЖурнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формыru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.