Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/42415
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorЧерных Ирина Алексеевнаru_RU
dc.contributor.advisorCernyh Irina Alekseevnaen_GB
dc.contributor.authorЗавертяева Наталья Александровнаru_RU
dc.contributor.authorZavertaeva Natala Aleksandrovnaen_GB
dc.contributor.editorШестакова Ксения Дмитриевнаru_RU
dc.contributor.editorSestakova Ksenia Dmitrievnaen_GB
dc.date.accessioned2023-07-26T12:03:57Z-
dc.date.available2023-07-26T12:03:57Z-
dc.date.issued2023
dc.identifier.other096484en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/42415-
dc.description.abstractАННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы студента магистратуры по программе «Международное публичное право»—————————————————————————————————— ФИО: Завертяева Наталья Александровна Тема: Текущий статус и перспективы развития международно-правового регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами Тема на английском языке: International Legal Regulation of Space Resource Activities: Current Status and Future Prospects Научный руководитель: кандидат юридических наук К.Д. Шестакова Научный консультант: Морозова Элина Леонидовна, исполнительный директор МОКС «Интерспутник» Ключевые слова выпускной квалификационной работы на русском языке: космические ресурсы, международное космическое право, использование космического пространства, деятельность, связанная с космическими ресурсами, общее наследие человечества. на английском языке: space resources, international space law, use of outer space, space resource activity, common heritage of mankind. Главной целью настоящего исследования является анализ текущего статуса регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами, и, на основе этого, перспектив развития данной сферы регулирования. Выводы, сделанные по результатам исследования: (1) В настоящее время международное космическое право не содержит не содержит определения и не раскрывает термины, имеющие значение для деятельности, связанной с космическими ресурсами. Детально проработанный международно-правовой режим регулирования рассматриваемой деятельности также отсутствует. Вышеуказанное приводит к принятию отдельными государствами национальных законов и политических документов и реализации научных и экспертных международных проектов по предложению своего видения развития регулирования. (2) Инициативы, призванные «заполнить пробелы в праве», создают широкую и разнообразную практику толкования и имплементации Договоров ООН по космосу. Спорный характер подобных действий приводит к обострению дискуссий и необходимости рассмотреть вопрос применения положений Договоров по космосу в свете более развитых, по сравнению с моментом принятия международных договоров в сфере космической деятельности, технологий, с одной стороны, и существующих разработок в области регулирования соответствующей сферы деятельности, с другой стороны. (3) Конфликт интересов является одним из препятствий для создания международного режима эксплуатации космических ресурсов. Развитые страны видят потенциал в развитии коммерческой космической деятельности и большего допуска частного бизнеса к деятельности, связанной с космическими ресурсами, а также избегают согласия с принципами совместного использования выгод и технологий. Развивающиеся страны , в свою очередь, стремятся использовать принципы совместного использования выгод и технологий для ускорения своего развития. Концепция понимания космических ресурсов как общего наследия человечества, разработанная при значительном участии развивающихся стран, видится последним как инструмент защиты жизненно важных ресурсов, принадлежащих всему человечеству; как реализуемую возможность участвовать в управлении космическими ресурсами и предотвращать монополию развитых стран на принятие решений. Концепция понимания космических ресурсов как общего наследия человечества не получила значительной поддержки международного сообщества и стала основным фактором, препятствующим принятию Соглашения о Луне большим количеством стран. Тем не менее, некоторые принципы концепции общего наследия человечества признаются международным сообществом. (4) Начиная с 2015 года можно отметить тенденцию по созданию отдельными развитыми странами предсказуемого и благоприятного для частного бизнеса режима ведения деятельности, связанной с космическими ресурсами. Уже четыре страны разработали и приняли национальное законодательство, регулирующее сферу космических ресурсов, где допускают присвоение космических ресурсов. Такие проекты подвергаются критике со стороны других государств, международных объединений и научного сообщества. Последние аргументируют свое несогласие с позицией США, Люксембурга, Японии и ОАЭ тем, что космическое пространство и его ресурсы относятся к сфере регулирования международного сообщества государств, в то время как национальное регулирование деятельности, связанной с космическими ресурсами, не имеет правовых оснований. (5) На сегодняшний день известно о соглашениях между национальными агентствами государств, имеющих национальное законодательство в сфере космических ресурсов, и частными компаниями по продаже космических ресурсов. Представляется, что вместе с отсутствием международного регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами, где прямо бы запрещались присвоение космических ресурсов и сделки с ними, а также национальным законодательством, предусматривающим возможность продажи таких ресурсов, подобные действия направлены на создание прецедента, когда частные компании смогут не только добывать, но и распоряжаться космическими ресурсами – например, продавать, получая вознаграждения от таких сделок. (6) В рамках международного сообщества государств создаются многосторонние программы по освоению космического пространства, регулирующиеся политическими соглашениями, одной из которых является программа «Артемида» и регулирующие ее Соглашения Артемиды. Этот документ не является юридически обязательным, он представляет собой политический документ и предполагает содействие многосторонним усилиям по дальнейшему развитию международных практик и правил, применимых к деятельности по извлечению и использованию космических ресурсов, включая текущие усилия Комитета ООН по космосу. Некоторые ученые утверждают, что реализация Соглашений Артемиды может подорвать международное право или, как минимум, склонить международное сообщество государств к принятию интерпретации США Договора по космосу. (7) Представленные экспертным сообществом Элементы для разработки международного регулирования в области космических ресурсов Гаагской рабочей группы являются еще одной попыткой восполнения существующего пробела в международном космическом праве в разрезе космических ресурсов. Определены такие понятия, как «космический ресурс», «использование космических ресурсов», «деятельность в области космических ресурсов», «продукт, произведенный в космосе» и ряд других. Это имеет значение в свете того, что документ, разработанный Гаагской рабочей группой, был представлен в Комитете ООН по космосу и был в значительной степени воспринят государствами, рекомендовавшим Юридического подкомитету Комитета ООН по космосу учитывать термины и определения Элементов для разработки международного регулирования в области космических ресурсов как отражающие их позицию. С учетом поддержки экспертного сообщества и государств, выраженной на сессиях ЮПК Комитета ООН по космосу, представляется, что Элементы для разработки международного регулирования в области космических ресурсов Гаагской рабочей группы будут развиты в рамках совместной работы международного сообщества над созданием международного регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами. (8) Международным сообществом государств рассматривается вопрос о создании международного режима для регулирования эксплуатации космических ресурсов. Некоторые государства предлагают в качестве юридической основы для создания такого режима использовать уже существующее Соглашение о Луне при условии внесения поправок в спорные положения, ставшие препятствием для принятия его большим количеством участников. В частности, о справедливом распределении между всеми государствами благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, в также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны и других небесных тел. Тем не менее, этот вариант решения вопроса о создании международного режима для регулирования эксплуатации космических ресурсов не получил значительной поддержки. (9) В определенной степени построение международного режима эксплуатации космических ресурсов предполагается национальными законами отдельных стран, а также не являющимися юридически обязывающими международными проектами и экспертными инициативами, такими как Соглашения Артемиды и Элементы для разработки международного регулирования деятельности в области космических ресурсов. Соглашения Артемиды и Элементы для разработки международного регулирования деятельности в области космических ресурсов избегают упоминания термина «международный режим» в оригинальных версиях документов. Тем не менее, представляется, что некоторыми государствами фактически производится создание международного режима регулирования космической деятельности по эксплуатации космических ресурсов, постепенно, шаг за шагом внедряемого развитыми странами с использованием принципа адаптивного управления и навязывания своей воли менее самостоятельным и зависимым государствам. (10) Для целей обсуждения международного регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами, на 61-й сессии Комитета ООН по космосу было принято решение о создании рабочей группы, посвященной вопросам, связанным с космическими ресурсами. Автор приходит к выводу, что, с одной стороны, изначально Рабочая группа ЮПК по ресурсам видится достаточно перспективной площадкой для рассмотрения вопроса о возможной модели правового регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами в связи с широким представительством государств и постоянных наблюдателей Комитета ООН по космосу. С другой стороны, различные экономические и политические интересы и подходы государств к толкованию положений Договоров ООН по космосу, неспособность и нежелание идти на уступки делает практически невозможным согласование хоть сколько-нибудь важных вопросов в рамках отмеченной рабочей группы. (11) В свете сложной реализации согласования интересов государств в рамках обязательного международного договора, автор рассматривает возможность регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсами, путем применения норм мягкого права. Автор приходит к выводу, что в случае принятия документа, содержащего нормы мягкого права, он будет носить максимально общий характер с тем, чтобы учесть противоречивые интересы государств и, как следствие, откроет широкое поле для толкования его положений, повторив, в некотором роде, судьбу Договора по космосу в разрезе его довольно широких формулировок, позволяющих, как отмечалось ранее, толковать его положения в отношении космических ресурсов зачастую диаметрально противоположным образом.ru_RU
dc.description.abstractABSTRACT graduate qualification work Master's student in International Public Law—————————————————————————————————— Name: Natalya Zavertyaeva Topic: International Legal Regulation of Space Resource Activities: Current Status and Future Prospects Supervisor of studies: Candidate of Legal Sciences K.D. Shestakova Academic advisor: Elina Morozova, Executive Director of «Intersputnik» Key words of the graduate qualification work English: space resources, international space law, use of outer space, space resource activity, common heritage of mankind. The main purpose of the study is the analysis of the current status of space resource activities regulation and, therefore, prospects for the future development of the space resource activities regulation. The conclusion of the study: (1) International space law currently does not provide a definition or disclose the terms relevant to space resource activities. There is also no detailed international legal regime governing space resource activities. As a result some states have adopted national legislation and policy documents and have implemented scientific and expert international projects in order to propose their own vision of regulatory development. (2) The initiatives designed to "fill gaps in the law" are creating a wide and varied practice of interpreting and implementing the UN Outer Space Treaties. The controversial nature of such actions leads to heightened debate and the need to consider the application of the provisions of the UN Outer Space Treaties in the light of more advanced technology, on the one hand, and existing developments in the regulation of the relevant sphere of activity, on the other hand, as compared to the time of the adoption of international treaties in the field of space activities. (3) One of the obstacles to the establishment of an international regime for space resource exploitation is the conflict of state interests. Developed countries perceive potential in commercial space activities promotion and enhanced access of private businesses to space resource activities, as well as avoiding agreement on the principles of benefit and technology sharing. Developing countries, in their turn, seek to use benefit and technology sharing to accelerate their development. Space resources as the common heritage of mankind have been elaborated with significant participation by developing countries. They view this concept as an instrument to protect vital resources belonging to humanity as a whole; as a feasible opportunity to participate in the management of space resources and to prevent developed countries from holding a monopoly on decision-making. The concept of 'space resources are the common heritage of mankind' has not received much support from the international community and has been a major impediment to the adoption of the Moon Agreement by a large number of countries. Nevertheless, some principles of the concept of the common heritage of humankind are recognised by the international community. (4) Since 2015, a trend can be observed in selected developed countries to create a "predictable and favourable" regime for private business to conduct space activities. Four countries have already drafted and adopted national space resources legislation that allows the appropriation of space resources. Such projects have been criticized by other states, international associations and the scientific community. They argue against the position of the USA, Luxembourg, Japan and the UAE that outer space and its resources belong to the domain of the international community of states, while national regulation of activities related to space resources has no legal basis. (5) Nowadays, there are agreements between national space agencies of States that have national space resources legislation and private companies for the sale of space resources. Along with the lack of international regulation of space resource activities, which would expressly prohibit the appropriation of and transactions with space resources, and national legislation providing for the sale of such resources, such actions seem to set a precedent for private companies to be able not only to extract but also to dispose of space resources - for example, by selling them, receiving remuneration from such transactions. (6) Within the international community of states, multilateral space exploration programmes governed by political agreements are being established, one of which is the Artemis programme and the Artemis Accords that govern it. The document is not legally binding, it is just a political document and it is intended to facilitate multilateral efforts to further develop international practices and rules applicable to space resource extraction and use activities, including the ongoing efforts of the UN Committee on the Peaceful Uses of Outer Space. Some scholars argue that the implementation of the Artemis Accords could undermine international law or, at the very least, sway the international community of states to accept the US interpretation of the Outer Space Treaty. (7) Presented by the expert community, Building blocks for the development of an international framework on space resource activities is another attempt to fill the existing gap in international space law concerning space resources. Such terms as 'space resource', 'use of space resources', 'space resource activities', 'space product' and a number of others have been defined. This is significant because the document developed by the Hague Working Group was presented at the UN Outer Space Committee and was largely accepted by states which recommended the UN Outer Space Committee's Legal Sub-Committee to consider the terms and definitions of 'Building blocks for the development of an international framework on space resource activities' as reflecting their position. Given the support of the expert community and states expressed at the UN Outer Space Committee's SAC sessions, it appears that the 'Building blocks for the development of an international framework on space resource activities' will be developed as part of the international community's joint effort to develop international regulation of space resource activities. (8) The international community of States is considering the establishment of an international regime to regulate the exploitation of space resources. Some States propose that the existing Moon Agreement be used as the legal basis for the establishment of such a regime, but with the amendment of controversial provisions that have prevented its adoption by a large number of parties. - In particular, on the equitable sharing by all States of the benefits derived from these resources, with particular consideration for the interests and needs of developing countries, as well as the efforts of those countries that have contributed directly or indirectly to the exploration of the Moon and other celestial bodies. Nevertheless, this option of an international regime to regulate the exploitation of space resources did not receive much support. (9) To some extent, the construction of an international regime on the exploitation of space resources is implied by the national laws of individual countries, as well as by non-legally binding international projects and expert initiatives such as the Artemis Accords and Building blocks for the development of an international framework on space resource activities. Both documents avoid mentioning the term "international regime" in the original versions of the documents. Nevertheless, it appears that some States are in fact creating an international regime for the regulation of space activities relating to the exploitation of space resources, being implemented gradually, step by step, by developed countries using the principle of adaptive management and imposing their will on less autonomous and dependent States. (10) At the 61st session of the UN Outer Space Committee, it was decided to establish a working group devoted to issues related to space resources for the purpose of discussing international regulation of activities related to space resources. The author concludes that, on the one hand, from the outset, the Working Group on Resources of LSC seems to be a rather promising forum for considering a possible model of legal regulation of activities related to space resources in view of the wide representation of states and permanent observers of the UN Committee on Outer Space. On the other hand, the different economic and political interests and approaches of states to the interpretation of the provisions of the UN Outer Space Treaties and the inability and unwillingness to make concessions make it virtually impossible to agree on any important issues within this working group. (11) Considering the complexity of implementing the alignment of States' interests in a binding international treaty, the author considers the possibility of regulating activities related to space resources through the application of soft law. The author concludes that a soft law instrument, if adopted, would be as general as possible in order to accommodate the conflicting interests of States and, as a consequence, open a wide field of interpretation of its provisions, replicating in some ways the fate of the Outer Space Treaty in its rather broad language allowing, as noted earlier, its provisions on space resources to be often interpreted in diametrically opposed ways.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectкосмические ресурсыru_RU
dc.subjectмеждународное космическое правоru_RU
dc.subjectиспользование космического пространстваru_RU
dc.subjectдеятельностьru_RU
dc.subjectсвязанная с космическими ресурсамиru_RU
dc.subjectобщее наследие человечестваru_RU
dc.subjectspace resourcesen_GB
dc.subjectinternational space lawen_GB
dc.subjectuse of outer spaceen_GB
dc.subjectspace resource activityen_GB
dc.subjectcommon heritage of mankinden_GB
dc.titleInternational Legal Regulation of Space Resource Activities: Current Status and Future Prospectsen_GB
dc.title.alternativeТекущий статус и перспективы развития международно-правового регулирования деятельности, связанной с космическими ресурсамиru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Zavertaeva_VKR_final_version_25.05.docxArticle125,52 kBMicrosoft Word XMLПросмотреть/Открыть
reviewSV_Otzyv_na_VKR_Zavertaevoj_N_A_SPbGU.pdfReviewSV485,08 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.