Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://hdl.handle.net/11701/41879
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.advisorЕрмаков Дмитрий Владимировичru_RU
dc.contributor.advisorErmakov Dmitrij Vladimirovicen_GB
dc.contributor.authorБыкова Анна Викторовнаru_RU
dc.contributor.authorBykova Anna Viktorovnaen_GB
dc.contributor.editorРедькин Олег Ивановичru_RU
dc.contributor.editorRedkin Oleg Ivanovicen_GB
dc.date.accessioned2023-07-26T12:02:04Z-
dc.date.available2023-07-26T12:02:04Z-
dc.date.issued2023
dc.identifier.other061979en_GB
dc.identifier.urihttp://hdl.handle.net/11701/41879-
dc.description.abstractВ данной работе автор ВКР рассматривает историю развития арабо-мусульманской рукописной традиции и особенности графического отображения текста Корана. Традиция арабского письма является важным аспектом арабской культуры и истории. Актуальность исследования состоит в том, что изучение истории развития традиции написания коранических источников и их системный анализ способствуют пониманию механизма развития арабской письменной традиции на протяжении веков, а также дают возможность оценки взаимосвязи между эволюцией арабской графики с развитием арабского языкознания и направлений грамматических школ. Цель исследования заключается в установлении хронологии развития арабографической традиции репрезентации текста Корана средствами арабской графики на протяжении веков. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть развитие арабографической письменной традиции в доисламской Аравии и после возникновения Ислама; 2. описать становление нормированной грамматики арабского языка, выделить важнейшие его этапы; 3. проанализировать различные характеристики коранической рукописной традиции, такие как: техника нанесения текста, эволюция почерка, используемые в производстве материалы, формат расположения текста рукописей, чернила, декоративные элементы, переплет и др.; 4. изучить историю распространения текста Корана за пределами мусульманского мира, переводы Корана на европейские, восточные, русский языки; 5. изучить наиболее яркие источники, демонстрирующие искусство графической репрезентации текста Корана; 6. рассмотреть проявление графического отображения текста Корана в Санкт-Петербурге; Основной проблемой исследования является малоизученность поставленного вопроса в отечественном и зарубежном востоковедении, наряду с высокой вероятностью затруднений в установке точной хронологии появления и изменения источников, а также проблемой вероятности сосуществования их различных версий в связи со спецификой изучаемого региона, связанной со строгой консервативностью относительно объекта данного исследования. Объектом исследования является текст Корана, представляющий собой не только религиозное произведение, но и высокохудожественный литературный памятник классического арабского языка, мусульманской и мировой культуры. Предмет исследования – изучение рукописных свитков Корана разных веков, дающих представление о развитии арабской письменной традиции и свидетельствующих об эволюции арабского языка и арабской графики. Основными методами исследования послужат: теоретические (системный подход, метод анализа источников и научной литературы, классификации, синтеза) и практические (метод сравнения, контент-анализа). Теоретической основой исследования являются коранические источники в виде рукописных свитков из собрания Российской национальной библиотеки, а также труды видных арабистов в области арабского языкознания и коранистики: И.Ю. Крачковского, О.Г. Большакова, Е.А. Резвана, В.В. Бартольда, О.И. Редькина, В.В. Полосина, А.Б. Халидова и др. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В первой главе диссертации рассмотрена история образования и распространения арабской письменной традиции до возникновения Ислама, изучена хронология ее развития с VII по XIII вв., обозначено поэтапное изменение роли письменной традиции относительно устной, её сакрализация, рассмотрена история кодификации текста Корана, особенности его отображения в первые века Ислама, описана история становления нормированной грамматики арабского языка, введения диакритических знаков и знаков вокализации, их фиксация в арабском языке, рассмотрены направления исследований в области арабского языкознания басрийской филологической школы. Во второй главе обозначены особенности графической репрезентации Корана и их изменение с течением времени, изучены такие аспекты коранической рукописной традиции, как техника нанесения текста, эволюция шрифта, используемые в производстве материалы, чернила, формат расположения текста, художественное оформление рукописей. В третьей главе описана история переводческой деятельности текста Корана на восточные, европейские и русский языки, обозначены несколько важнейших источников по теме данного исследования. В четвертой главе изучены некоторые коранические списки из собрания Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга, а также коллекция мусульманского искусства Государственного Эрмитажа. Теоретическая база исследования состоит из работ видных арабистов в области арабского языкознания и коранистики: И.Ю. Крачковского, А.Е. Крымского, Е.А. Резвана, В.В. Бартольда, О.И. Редькина, В.В. Полосина, А.Б. Халидова, П.В. Густерина, М.Б. Пиотровского и др. Значительная часть информации находится в трудах отечественных авторов, непосредственно предоставляющих наиболее полный объём данных, необходимых для проводимого исследования.ru_RU
dc.description.abstractIn this paper, the author studies the history of the development of the Arab-Muslim manuscript tradition and the features of the graphic representation of the text of the Quran. The tradition of Arabic writing is an important aspect of Arabic culture and history. The relevance of the study lies in the fact that the study of the history of the development of the tradition of writing Quranic sources and their systematic analysis contribute to understanding the mechanism of development of the Arabic written tradition over the centuries, and also provide an opportunity to assess the relationship between the evolution of the Arabic script with the development of Arabic linguistics and the directions of grammar schools. The purpose of the study is to establish the chronology of the development of the Arabographic tradition of representing the text of the Quran by means of Arabic graphics over the centuries. To achieve this goal, the following tasks were set: 1. to consider the development of the Arabic written tradition in pre-Islamic Arabia and after the rise of Islam; 2. to describe the formation of a normalized grammar of the Arabic language, highlight its most important stages; 3. to analyze various characteristics of the Quranic manuscript tradition, such as: the technique of printing the text, the evolution of handwriting scripts, the materials used in production, the layout of the text of manuscripts, types of ink, usage of decorative elements, binding and others.; 4. to study the history of the distribution of the text of the Quran outside the Muslim world, translations of the Quran into European, Eastern, Russian languages; 5. to study the most striking sources demonstrating the art of graphic representation of the text of the Quran; 6. to consider the evidence of the graphic display of the text of the Quran in St. Petersburg; The object of the study is the text of the Quran, which is not only a religious work, but also a highly artistic literary monument of the classical Arabic language and Muslim culture. The subject of the study is the study of handwritten manuscripts of the Quran from different centuries, which give an idea of ​​the development of the Arabic written tradition and testify to the evolution of the Arabic language and Arabic script. The main research methods will be: theoretical (system approach, method of analysis of sources and scientific literature, classification, synthesis) and practical (method of comparison, content analysis). The theoretical basis of the study is the Quran sources in the form of handwritten scripts from the collection of the Russian National Library, as well as the works of: I.Yu. Krachkovsky, O.G. Bolshakov, E.A. Rezvan, V.V. Bartold, O.I. Redkin, V.V. Polosin, A.B. Khalidov and others.en_GB
dc.language.isoru
dc.subjectКоранru_RU
dc.subjectарабская рукописная традицияru_RU
dc.subjectарабское языкознаниеru_RU
dc.subjectэпиграфикаru_RU
dc.subjectQuran Studiesen_GB
dc.subjectArabic manuscriptsen_GB
dc.subjectArabic phylologyen_GB
dc.subjectepigraphyen_GB
dc.titleGraphic representation of the text of the Quran: A historical retrospectiveen_GB
dc.title.alternativeОсобенности графической репрезентации текста Корана в исторической ретроспективеru_RU
Располагается в коллекциях:MASTER'S STUDIES

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Bykova_Anna_.docxArticle7,37 MBMicrosoft Word XMLПросмотреть/Открыть
reviewSV_Bykova_Otzyv_NR_Redkina.pdfReviewSV183,96 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.