Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Зеновой Екатерины Алексеевны по теме: «Символика оружия в традиционной культуре Китая и Японии» Рецензируемая выпускная квалификационная работа посвящена роли оружия в различных сферах культуры Китая и Японии и его семантическим трактовкам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется степень её изученности с указанием работ конкретных авторов, формулируются цели и задачи исследования, указываются его теоретико-методологическая база и хронологические рамки, обозначаются объект и предмет. Также во введении приводится подробная характеристика используемых в работе источников, оговаривается научная новизна (впервые в отечественной гуманитарной науке предпринимается попытка культурологического и компаративисткого анализа оружейного дела Китая и Японии), теоретико-практическая значимость и личный вклад автора, описывается структура работы. Первая глава состоит из двух параграфов, в которых рассматривается историческое развитие оружейных традиций Китая и Японии, прослеживается генезис как материального, так и символического аспекта оружия в рамках обозначенных культур. Вторая глава состоит из трех параграфов, первый из которых посвящен рассмотрению и сопоставлению трактовок оружия в китайских и японских мифологических сюжетах, во втором выделяется и сравнивается роль оружия в ритуальных практиках, в третьем параграфе предметы вооружения рассматриваются как атрибуты буддийской и даосской иконографии. Третья глава состоит из двух параграфов и посвящена функциям и семантическим трактовкам меча в контексте придворной культуры Китая и Японии и культуры военного сословия. Каждая глава сопровождается выводами, где автором чётко и наглядно формулируются результаты анализа представленного в параграфах материала. В заключении обобщаются выводы, полученные в ходе всей работы, подводятся итоги проведённого исследования. Библиографический список включает в себя 88 наименований, из них 70 – на русском языке, 10 – на английском языке, 5 – на китайском и 3 на японском языках. Содержание вполне соответствует заявленной в названии теме, которая полностью раскрыта автором. Сама тема отвечает направлению «Культурология». Актуальность исследования определяется важностью изучения оружия (как собственно оружейного дела, так и символики предметов вооружения) для изучения истории культур Дальнего Востока и, особенно, в аспектах, с одной стороны, кросс-культурного взаимодействия Китая и Японии, а, с другой, выявления специфики каждой из этих региональных традиций. Новизна исследования определяется, в первую очередь, самой попыткой автора провести культуролого-компаративистский анализ традиционного оружейного дела и символики предметов оружия Китая и Японии. Цель и задачи исследования четко сформулированы, структура работы соответствует задачам. Собранный автором материал тщательно осмыслен и чётко систематизирован по главам и параграфам. Сделанные автором промежуточные (в конце каждой главы) и итоговые (в Заключении) выводы отвечают заявленным задачам исследования и надежно аргументированы. Представленные в работе фактические сведения и их интерпретации свидетельствуют о том, что Е. А. Зенова обладает обширными познаниями как в истории и истории культуры Китая и Японии, так и в истории изучения своего вопроса, используя современную литературу по теме. Особо следует отметить выраженный научный интерес автора к исследуемой теме. Автор демонстрирует свою компетентность в проблематике исследуемой темы, широко и вполне адекватно используя китайский и японский понятийно-терминологический аппарат; при этом все важнейшие термины снабжены их иероглифическим написанием и кириллической транскрипцией. Замечания: Принципиальных замечаний к работе нет. Есть замечания скорее рекомендательного характера – например, весьма похвально, что автор довольно часто цитирует работы Баженова А.Г. «История японского меча» (СПб, «Атлант», 2001); но при этом желательно бы было обратить внимание автора и на такие работы Баженова А.Г., как «Экспертиза японского меча» (СПб, «Атлант», 2003) и «Создание японского меча» (СПб, «Бранко», 2009). При очень хорошей вычитанности текста изредка встречаются опечатки (например, на с. 31 сарматы названы «сарамитами»); также иногда автор забывает, что японские термины и понятия в кириллической транскрипции не склоняются. Впрочем, указанные замечания не носят принципиального характера и не портят общего положительного впечатления о работе. ФИО рецензента: Синицын Александр Юрьевич Место работы, должность: Федерального государственного бюджетного учреждения науки Музея антропологии и этнографии(Кунсткамера) Российской академии наук, Отдел этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии; старший научный сотрудник Степень: кандидат исторических наук Телефон (служебный): +7 (812) 328 -41-22 Email: asin@kunstkamera.ru Адрес Федерального государственного бюджетного учреждения науки Музея антропологии и этнографии(Кунсткамера) Российской академии наук: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб. 3, Тел.: +7(812)328-08-12 Электронная почта: musei@kunstkamera.ru Официальный сайт: http//www.kunstkamera.ru