Рецензия внешнего рецензента Рецензия на магистерскую диссертацию Богатовой Елены Владимировны «Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости» по направлению 030300 – Психология по основной образовательной программе «Психология развития» Магистерская диссертация Богатовой Елены Владимировны посвящена изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности и имеет целью выявить особенности данной взаимосвязи у личности в период ранней взрослости. Тема данной магистерской диссертации соответствует проблемной области психологии развития, поскольку исследование факторов, оказывающих влияние на формирование компонентов эмоционального интеллекта в период ранней взрослости, является актуальным для изучения профиля психологических характеристик будущих специалистов в разных профессиональных областях. Изучение данной темы позволяет расширить знания об индивидуально-психологических особенностях, оказывающих существенное влияние на развитие эмоционального интеллекта в период активного становления самосознания молодых людей, что способствует более эффективному психологическому сопровождению студентов вуза. Структура магистерской диссертации Богатовой Е.В. соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду квалификационных работ, и включает в себя введение, четыре главы, выводы, заключение, список литературы. Во введении обозначена актуальность избранной темы, также определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования, перечислены методы исследования. В первой главе представлен литературный обзор исследуемой проблематики. В качестве положительной стороны следует отметить использование речевых оборотов научного стиля в процессе анализа литературы по рассматриваемой проблеме. Во второй главе подробно описана организация и методы исследования. В программе исследования имеются отличительные особенности. Во-первых, в нее включено эмпирическое исследование испытуемых разной учебно-профессиональной направленности (студенты-математики, студенты-филологи, студенты-психологи), что позволяет изучить уровень эмоционального интеллекта в связи с особенностями когнитивно-стилевой и эмоционально-волевой сфер у студентов естественнонаучного и гуманитарного профиля. Во-вторых, количество студентов разного пола в каждой из групп является равномерным. В-третьих, в эмпирическую часть работы автор включила не только корреляционный анализ исследуемых характеристик внутри групп студентов разного профиля обучения, но и регрессионный анализ, позволяющий изучить влияние показателей когнитивных стилей и саморегуляции личности на эмоциональный интеллект у студентов. В третьей главе изложен анализ полученных в ходе эмпирического исследования результатов. Положительными характеристиками этой части работы являются последовательность изложения материала, графическое сопровождение полученных данных, подробный анализ первичных данных, разносторонний математико-статистический анализ полученных эмпирических данных, что в итоге позволило автору достичь поставленной в работе цели. Вместе с тем, хотелось бы отметить отсутствие условных обозначений к таблицам и рисункам в эмпирической части, что создает трудности при анализе представленных числовых и графических результатов. В четвертой главе представлено обсуждение результатов эмпирического исследования и сравнение полученных результатов с работами других авторов в данной области. Выводы и заключение по результатам проведенного исследования являются последовательными и лаконичными по содержанию. Несмотря на то, что Богатова Е.В. провела актуальное научное исследование, анализ текста магистерской диссертации вызвал появление нескольких вопросов по ее содержанию: 1. Чем обусловлен выбор автора для проведения эмпирического исследования когнитивных стилей «полезависимость / поленезависимость» и «узкий / широкий диапазон эквивалентности»? В работе Овсянниковой В.В. и Люсина Д.В. (2005), например, были получены более тесные корреляционные связи эмоционального интеллекта с показателями когнитивного стиля «когнитивная простота / когнитивная сложность» по сравнению с показателями стиля «узкий / широкий диапазон эквивалентности». 2. Почему в эмпирической части представлен корреляционный анализ показателей эмоционального интеллекта с характеристиками когнитивных стилей и саморегуляции внутри групп студентов разного профиля обучения, но не изучены взаимосвязи исследуемых психологических особенностей на общей выборке? Сопоставление данных видов анализа полученных результатов, на наш взгляд, позволило бы составить более полную картину связи исследуемых особенностей и сравнить с ней результаты регрессионного анализа. Заданные вопросы не снижают ценности магистерской диссертации Богатовой Е.В., а имеют цель глубже представить содержание изучаемой проблемы. В целом, хочется отметить, что результаты исследования, проведенного Богатовой Е.В., являются ценными для практической деятельности психолога в сфере высшего образования, так как могут быть использованы не только в процессе консультирования студентов по проблемам индивидуальных различий в когнитивно-стилевых особенностях их познавательной сферы и индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции, но и при составлении программ, направленных на самопознание студентами потенциала своей личности и формирование навыков эффективной саморегуляции в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом, магистерская диссертация Богатовой Е.В. по практической значимости поставленной проблемы, использованным методам и методикам, объему эмпирического исследования соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ, и заслуживает положительной оценки. Кандидат психологических наук, Старший преподаватель кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Рудыхина О.В. 30.05.2016 Рецензия внутреннего рецензента: Рецензия на диссертационное исследование Богатовой Е.В. «Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости» Актуальность работы связана с тем, что сегодня и в психологической науке и в психологической практике назрела необходимость изучения способности человека понимать свои эмоции и чувства, их причины и следствия, умения их идентифицировать и контролировать, а также способности к распознаванию эмоций и чувств других людей. Понятие эмоциональный интеллект (ЭИ) еще недостаточно «устоялось» в психологии и не имеет общепринятого содержания. В связи с чем позиции разных авторов в отношении структуры эмоционального интеллекта и методический аппарат, предлагаемый ими с целью изучения ЭИ, могут существенно различаться. В диссертационном исследовании представлен литературный обзор, в котором отражено большое количество различных концепций ЭИ, раскрывается содержание когнитивных стилей и саморегуляции, отмечаются особенности развития личности в период ранней взрослости. В исследовании грамотно сформулированы цели, задачи и гипотезы, адекватно подобраны методики, используются различные методы математической статистики (анализ средних, корреляционный и регрессионный анализы). В третьей главе автор последовательно описывает результаты эмпирического исследования. Богатова Е.В. показывает различия между исследуемыми показателями эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции в группах студентов разной профессионализации и в половых подгруппах. При описании средних и значимых различий автор констатирует, что общий показатель эмоционального интеллекта у студентов-психологов находится на высоком уровне, у студентов-филологов – на среднем уровне, а у студентов-математиков – на рубеже низкого и среднего уровней. Также ею было показано, что у женщин показатель эмоционального интеллекта выше, чем у мужчин. Кроме того, в исследуемых подгруппах ею были обнаружены различия и по ряду показателей когнитивных стилей и саморегуляции. Корреляционный анализ также последовательно проводился в трех группах студентов с разной профессиональной направленностью. При этом обнаружилось существенное влияние профессионализации на структуры связей показателей ЭИ с показателями когнитивных стилей и саморегуляции. Регрессионный анализ позволил автору построить модели и выявить предикторы, определяющие общий уровень эмоционального интеллекта в двух разных методиках (концепциях) – Холла и Люсина. В главе 4 – обсуждение результатов эмпирического исследования автор подводит некоторые итоги и делает выводы по полученным данным, которые далее соотносит с известными ей эмпирическими исследованиями. При этом она констатирует сходство и отличие ряда полученных ею данных с данными других авторов. Однако, к сожалению, собственно обсуждение в работе отсутствует. В большинстве случаев Богатова Е.В. только констатирует факты, не давая им никакой оценки или собственной интерпретации, что создает впечатление просто перечисления всех полученных фактов без выделения главного, без понимания и объяснения полученных данных. В частности, это касается расхождения данных, полученных с помощью разных методик измерения ЭИ. Например, рассматривая роль фактора пола в эмоциональном интеллекте автор обнаруживает, что по тесту Холла у женщин интегративный уровень интеллекта выше, чем у мужчин, а по тесту Люсина – значимые различия не выявились. Расхождение также было получено и по результатам регрессионного анализа, где Богатова Е.В. получила две разные модели влияния предикторов на общие показатели ЭИ в версии Холла и в версии Люсина. Так, 48,4% дисперсии «интегративного уровня эмоционального интеллекта» (т. Холла) обусловлено влиянием пяти предикторов: количество объектов в максимальной по объёму группе, индекс поленезависимости, интернальность в области семейных отношений, планирование, самостоятельность. А 22,1% дисперсии «общего эмоционального интеллекта» (т. Люсина) обусловлено влиянием трёх предикторов: интернальность в области межличностных отношений, планирование, интернальность в области производственных отношений. Больший вклад в общий эмоциональный интеллект вносит интернальность в области межличностных отношений. При этом автор не делает никакой попытки каким-то образом объяснить эти различия. Тогда становится не понятно, зачем Богатова Е.В. брала эти две методики и базировала свое исследование на разных концепциях интеллекта. Кроме того, можно высказать еще следующие замечания: 1. автор соотносит полученные результаты только с 2 выдвинутыми гипотезами, в то время как еще 2 – остаются автором не отраженными 2. небрежно выполнена работа: цифры различаются, орфографические ошибки, в описании методик не указаны источники, нет условных обозначений под рисунками, что существенно затрудняет их чтение. Несмотря на представленные замечания работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, а ее автор заслуживает звание магистра по специальности 03003000. Работа в целом может быть оценена на «хорошо». Рецензент к.п.н., доцент Дерманова И.Б.