Отзыв научного руководителя о магистерской диссертации Бакри Манар «Особенности выражения эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами (на примере арабских семей Израиля)» Выпускная квалификационная работа Бакри Манар посвящена сравнительному изучению характеристик эмоций у детей из арабских семей, проживающих в Израиле, при взаимодействии с отцами и матерями. Манар занимается разработкой этой темы в течение четырех лет, все ее предыдущие курсовые работы были посвящены углублению и расширению собственных представлений и понимания того, как проявляют себя дети при взаимодействии с родителями, какую роль в этом играют их культурные особенности и в чем заключается вклад семейного воспитания. Поиск семей для участия в исследовании потребовал усилий со стороны дипломантки: довольно непросто было замотивировать семьи согласиться на использование метода, предполагающего видеосъемку. Эта работа заняла более двух лет с учетом того, что все это время прилежно посещала занятия в университете в России, а собирала данные для выпускной работы в Израиле. Однако бережное отношение Манар к семьям, соблюдение всех этических правил и норм позволило набрать довольно представительную выборку из 19 семей и 21 ребенка и сделать 42 видеозаписи взаимодействия детей с их отцами и матерями. Манар проявила большое упорство, постигая особенности анализа видеоинформации с помощью метода Dyadic Affect Manual; она приняла непосредственное участие в кодировании всех видеозаписей, которое проводилось совместно с научным руководителем. Это позволило дипломантке не только глубоко понять суть метода как научного инструмента, но и использовать полученные видеоматериалы в качестве диагностического инструментария, организуя в нескольких семьях из выборки исследования психологическое сопровождение в рамках клинической практики и супервизии. Всю описанную работу Манар проводила с большим интересом, проявляя навыки успешного и продуктивного сотрудничества и выполняя все рекомендации научного руководителя. Дипломантка является примером кропотливого, вдумчивого исследователя, который способен уделять достойное внимание всем мелочам в рамках научного поиска и анализа, способного как работать с материалами, полученными данными, так и заниматься микроанализом поведения каждого конкретного ребенка, что безусловно важно для дальнейшей практической работы. Я высоко ценю результаты нашего сотрудничества и не сомневаюсь, что Манар будет успешно работать после окончания университета в области клинической психологии детей и родителей. К. псих. н., доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ М.Ю. Солодунова