Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ БОРИСОВОЙ Алины Андреевны на тему «Функциональный аспект графического интерфейса сетевых медиа» Данное дипломное сочинение посвящено исследованию принципов организации навигации в сетевых медиа. Учитывая высочайшую конкуренцию среди современных интернет-СМИ за внимание и интерес пользователя, можно согласиться с высокой актуальностью исследования на данную тему. В самом начале дипломного сочинения автор уделяет большое внимание теоретическим вопросам, связанным с организацией эффективного человеко-компьютерного взаимодействия. В первой главе автор последовательно рассматривает различные подходы к определению критериев эффективного интерфейса, имея в виду под интерфейсом достаточно узкий его аспект – систему навигации. Однако фокус внимания автора, скорее, сосредоточен на общей теории юзабилити и опыта взаимодействия, нежели на процессах навигации как таковых. Обращаясь к такой сложной теме, как функциональный аспект навигации, необходимо учитывать работы не только по общей теории интерфейса, но по информационной архитектуре и методам ее анализа, теории поискового поведения и категоризации, теории когнитивной сложности поисковых задач. По каждому из названных направлений уже разрабатываются целые направления. Но в предлагаемом исследовании мы видим теоретическую разработку лишь одного узкого аспекта проблемы, связанного с положением меню в композиционно-графической модели. В этом плане предмет дипломного исследования может быть определен скорее как эргономика меню, а не функциональность. Тем не менее, можно признать определенную научную новизну в предлагаемой автором системе критериев для оценки эффективности навигации. Методология эмпирического исследования, которая на них опирается, действительно позволяет сравнивать навигационные системы различных интернет-ресурсов. Во второй главе автор демонстрирует возможности своей методики на примере трех групп ресурсов – качественных, массовых и смешанной группе. Нужно отметить, что дизайн самого исследования является довольно традиционным для эргономической экспертизы. Он подразумевает определение наиболее удачного графического воплощения навигации с помощью списка критериев и сравнение результатов этой оценки с мнением тестовой группы пользователей. В целом можно похвалить грамотную организацию эксперимента и уверенное владение методами статистической обработки данных, полученных в результате юзабилити-тестов. Но автор проявляет некоторую скованность в интерпретации полученных результатов, ограничиваясь исключительно констатацией непосредственных результатов теста, которые нельзя назвать собственно выводами. Например, в качестве основных выводов мы узнаем, что для качественных сетевых медиа наиболее эффективным является горизонтальное меню, а для массовых - вертикальное, но остаемся в неведении о возможных причинах таких предпочтений. Очевидно, что такое различие говорит о глубинных различиях в моделях поискового поведения аудитории на качественных и массовых интернет-ресурсах, выявить которые невозможно без привлечения более серьезной методологии исследования навигации – анализа семантической релевантности меню, анализа паттернов поиска и некоторых других известных методик. К сожалению, культура подачи научных результатов хромает: автор систематически не указывает страницы при цитировании печатных источников. Из менее существенных недостатков работы отметим также небрежность в оформлении библиографического аппарата, где оформленные по ГОСТу научные источники перемешаны с URL-адресами сетевых медиа. Таким образом, несмотря на недостаточную теоретическую проработку базы исследования и неоригинальный характер методики эксперимента, высокий интерес к предмету исследования и уверенное владение методом эмпирического исследования указывают на высокий уровень понимания заявленной проблематики и осмысление темы диплома. Структура работы отвечает поставленным задачам, отличается логичностью и соответствует поставленным автором задачам, а также требованиям, предъявляемым к дипломным сочинениям по направлению «Журналистика». Можно признать, что дипломное сочинение состоялось и заслуживает положительной оценки. Рецензент: кандидат филологических наук, ст. пр. кафедры речевой коммуникации ВШЖМК СПбГУ Горячев Алексей Александрович