Отзыв о выпускной квалификационной работе Боряевой Ирины Михайловны «Новые медиа в стратегии развития глобальных СМИ (на примере BBC и RT» Выпускная квалификационная работа И. М. Боряевой представляет собой исследование, посвящённое актуальной научной проблеме. Автор ставит перед собой цель осмысления новейших тенденций, происходящих в среде массмедиа, связанных с ростом значимости интернет-СМИ и появлением новых форм журналистики. Появление новых форм массовой коммуникации влечёт за собой необходимость изучения способов управления этими СМИ. Именно аспект менеджмента в новых медиа становится объектом интереса исследователя. Ирина Михайловна выбирает традиционный путь изучения проблемы, а именно исследование существующего опыта менеджмента в ныне действующих медиакорпорациях – BBC и RT. Новизна работы объясняется выбором материала исследования. Вниманию общественности представлена первая попытка описания стратегии развития компании RT, а также смелое сравнение стратегии развития молодой медиакорпорации RT со стратегией развития давно и успешно существующей на рынке СМИ медиакорпорацией BBC. Теоретической базой исследования послужили около тридцати научных источников. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что около половины источников литературы, освоенных автором, представляют книги и научные статьи на иностранных языках. Структура работы представляет собой классическое научное исследование отдельно взятой проблемы и включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении исследователь даёт обоснование выбранной темы, определяет её актуальность, новизну, даёт представление о теоретической базе, формулирует объект и предмет, а также цели и задачи исследования. Хотелось бы видеть более конкретные формулировки объекта и предмета исследования (с. 5). Представленные формулировки не позволяют на этапе чтения введения составить представление о проблематике работы. Не вызывает возражений очерченная эмпирическая база и хронологические рамки исследования. Надо отдать должное И. М. Боряевой, не побоявшейся взять для изучения большой по продолжительности период существования изучаемых медиакорпораций для создания репрезентативной картины функционирования новых медиа в современном медиапространстве. В первой главе даётся общее представление о менеджменте, стратегиях развития и управления, а также определение и характеристики новых медиа и глобальных СМИ. В работе дан реферативный обзор теоретических основ изучения менеджмента, кратко перечислены этапы развития конвергентных СМИ. Работа характеризуется преимущественно перечислительным характером изложения, что приводит к логическим скважинам в системе текста и значительно затрудняет восприятие авторской идеи. Читателю не хватает развития собственной мысли исследователя, метатекста. Однако следует отметить, что автор подключается в самых важных точках: подытоживает обзоры, делает попытки дать собственные, пусть даже очень общие, определения изучаемому явлению (с. 10, 16). Вторая глава исследования посвящена описанию эмпирической базы. В ней дано детальное представление о функционировании медиакорпораций BBC и RT, с подробным описанием структуры медиакорпораций, форматов вещания, проектов и миссий, дано представление о документах, определяющих стратегию развития компании BBC. Вторая глава исследования, к сожалению, отличается хаотичностью представления материала: в одно смешивается способ подачи материала, тематическое разнообразие, языки вещания и проч. (с. 45-50). Как и любое научное исследование, работа вызывает ряд замечаний и вопросов. Основным недостатком представленной работы является отсутствие аналитичности изложения. Автор стремится к констатации, не вписывая особенности стратегического развития медиакорпораций в контекст развития современного медапространства, не отвечает на вопрос, почему это так и какие стратегические решения возможны в складывающихся обстоятельствах. Это значительно уменьшает практическую значимость работы. Недостаточно прояснённым остаётся вопрос, почему исследователь считает достаточным для изучения заявленной проблемы обращение к трудам по классическому менеджменту (с. 8), тогда как специфика массмедиа, особенно если речь идёт о новых формах журналистики, накладывает определённый отпечаток на систему менеджмента, что позволяет сделать логический вывод о необходимости аспектного изучения проблемы. К сожалению, нельзя не отметить, что в некоторых случаях отсутствуют ссылки на цитируемую литературу (с. 10), а иногда встречаются повторы мысли (ср. с.31 и 41) и недописанные фрагменты текста (с. 14). Большое количество стилистических, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок подчас затрудняет восприятие мысли автора Несмотря на высказанные замечания и оставшиеся вопросы, выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает положительной оценки. 24 мая 2017 к. филол. н., доцент кафедры речевой коммуникации Н. А. Прокофьева