ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу по направлению «Реклама и связи с общественностью» студента 5-го курса очно-заочного отделения Манкевич Елены Витальевны «Разработка коммуникационной стратегии продвижения консалтинговых услуг кадрового агентства (на примере Kelly Services)» Содержание выпускной квалификационной работы полностью соответствует заявленной в названии теме — автор изучает основные теоретические подходы построения коммуникационной стратегии, исследует рынок кадровых и консалтинговых агентств в России, анализирует деятельность и основные услуги компании Kelly Services, и делает небезуспешную попытку разработать коммуникационную стратегию для компании Kelly Services. Таким образом, тема, заявленная в названии, раскрыта полностью. Структура ВКР обоснована задачами исследования, что нашло отражение в Содержании. В работе отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера. В условиях все возрастающей конкуренции, многообразия доступных каждой компании набора коммуникативных техник и технологий, ориентации потребителя на ценности, которые он покупает вместе с продуктом/услугой, основным способом повышения нематериальных активов компании является разработка единой коммуникационной стратегии. Таким образом, разработка коммуникационной стратегии на сегодняшний день является доминирующим направлением развития, в которое вкладываются все без исключения прогрессивные компании, что делает предмет изучения особо актуальным в современных условиях. Основное достижение работы – вторая глава «Разработка коммуникационной стратегии для компании Kelly Services». Для более детального понимания специфики рынка и особенностей консалтинговых услуг автором были проведены экспертные интервью с сотрудниками компании, которые занимаются продажей и реализацией услуг кадрового консалтинга. Были выделены целевые группы, с которыми необходимо взаимодействовать для продвижения услуги на рынке. Исходя из особенностей каждой группы, были выделены основные инструменты влияния. Выпускная квалификационная работа Е. Манкевич не лишена недостатков. 1. Текст работы выполнен небрежно: много пунктуационных ошибок, большое количество пустот между параграфами и отдельными абзацами, некоторые фрагменты текста выполнены разным шрифтом и с разным межстрочным интервалом, часто не корректно оформлены постраничные ссылки: Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко Организация и проведение коммуникационных кампаний. Учебник: М.: Издательский центр «Академия», 2014-272с. Тультаев Тимур Алексеевич Особенности маркетинговой политики компаний на рынке консалтинговых услуг // Статистика и экономика. 2013. №3 С.96-99. Синяева Инга Михайловна, Нестеренкова Ольга Александровна Алгоритм маркетинговых решений продвижения консалтинговых услуг // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №3-1 С.327-332. Нестеренкова Ольга Александровна Особенности маркетинга консалтинговых услуг // Вестник ГУУ. 2013. №16 С.90-94. Ивлев Георгий Сергеевич Формирование корпоративных имиджа и репутации организации на рынке финансовых услуг: коммуникационные стратегии // УЭкС. 2012. №4 (40) С.85. 2. Список использованной литературы тоже вызывает замечания и по оформлению, и по объему и по новизе. Десять изданий из 26 увидели свет в 1996, 2001, 2003, 2006 годах. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Пер. с англ. Под. Ред. С.Г. Божук.-СПб.: Питер,2001 Евенко Л. Стратегия в акционерном обществе/ Л. Евенко // Журнал для акционеров/1996.-№7 Иванов М. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг/ Иванов М. Фербер М. – М.: изд. Альпина Паблишер, 2003 С.18-19. 3. Во Ведении в описании объекта и предмета автором допущена серьезная ошибка — «Объект исследования – коммуникационная стратегия продвижения консалтинговых услуг агентства по подбору персонала». Приведенные автором в параграфе 1.1. определения коммуникационной стратегии, вступают в противоречие с описанием объекта. И эта ошибка отозвалась на С. 27 «Исходя из выявленных возможностей, можно сформулировать цель коммуникационной стратегии: повысить продажи услуг кадрового консалтинга и кадрового консультирования». Это не цель коммуникационной стратегии, это бизнес-цель компании. 4. Ошибочно автор на С. 4 в череде эмпирических методов исследования упоминает SWOT-анализ. 5. Хотелось бы спросить у автора, какой метод был использован при анализе корпоративного сайта компании "Kelly Services". 6. В выводах по первой главе С. 27 автор совсем запутался — «Основными элементами коммуникационной стратегии продвижения консалтинговых услуг являются: связи с общественностью, мероприятия событийного характера, продвижение в сети Интернет и интегрированные маркетинговые коммуникации». В данном утверждении нарушены родовидовые связи. Перечисленные замечания умаляют достоинства работы Манкевич Елены Витальевны. Но в целом, рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по направлению «Реклама и связи с общественностью», и, в случае успешной защиты, заслуживает положительной оценки. Доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ Г.К. Панкова 23.05.2017