Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки очно-заочной формы обучения Сидоровской О.О. «Благотворительность в морских периодических изданиях Санкт-Петербурга 1874 – 1878 годов» Тема представленного дипломного сочинения актуальна как в научно-познавательном, так и в практическом отношениях. Ее научная важность определяется недостаточной изученностью отражения исторического опыта благотворительности на страницах отечественных периодических изданий. Практическая значимость заявленной О.О. Сидоровской темы определяется возможностью учета и использования опыта дореволюционных российских благотворительных обществ в современных условиях. Примечательно, что он не потерял свой актуальности и в наши дни. Это убедительно доказано самой О.О. Сидоровской. Автор, изучив те приемы освещения благотворительной деятельности в трех морских периодических изданиях, которые способствовали сбору средств на благотворительные цели, успешно использовала изученные приемы при проведении собственной кампании по сбору средств на ремонт брига «Триумф». О.О. Сидоровская является помощником капитана этого парусника, являющегося бесплатной образовательной площадкой для желающих научиться морскому делу в теории и на практике. Возможно, это обстоятельство определило увлеченность и творческий подход к теме исследования, основательное знание истории вопроса и уважительное отношение к своим предшественникам, а также стремление выявить и ввести в научный оборот ранее неизвестные факты. Структура дипломного сочинения логична, работа имеет целостный, завершенный характер. О.О. Сидоровской четко определены объект и предмет исследования, вполне убедительно обоснованы его хронологические рамки и конкретно сформулированы исследовательские задачи. Основное внимание в дипломном сочинении – в соответствии с заявленными во введении задачами – уделено сравнительному анализу публикаций, которые в той или иной степени посвящены благотворительности и напечатаны в журналах «Морской сборник»», «Яхта. Листок для любителей морского дела» и газете «Кронштадский вестник. Морской и городской листок». Вполне оправдано и логично, что перед этим анализом О.О. Сидоровская дает развернутую характеристику этих изданий, включающую их историю, редакционный состав, программу и формат каждого издания, проблемно-тематический комплекс, тираж, цену подписки, читательскую аудиторию и т.д. Особенно скрупулезно О.О. Сидоровская подошла к исследованию отражения темы благотворительности на страницах этих изданий. Автором не только подсчитано общее количество публикаций, посвященных благотворительности, но и их объем и периодичность выхода, а также выделены их типы и определены их жанры. В соответствии с таким подходом работа снабжена таблицами и подробными приложениями. Все это свидетельствует о большой и кропотливой исследовательской работе, проделанной О.О. Сидоровской. Достоинством работы является обстоятельное заключение, в котором содержатся не только конкретные и убедительные выводы, но и видение автором дальнейших перспектив работы над заявленной темой. Список использованных источников и литературы оформлен так корректно, что не всегда соблюдается в магистерских сочинениях и даже порой в некоторых кандидатских диссертациях. На этом фоне образцового оформления основного текста и списка использованных источников и литературы неясно, почему О.О. Сидоровская во введении при характеристике научной литературы, касающейся темы работы, ограничилась только фамилиями авторов исследований без указания конкретных названий их работ и выходных данных - сведений таких нет в основном тексте, отсутствуют и сноски (см. стр. 5 – 7). В параграфе «История петербургской благотворительности второй половины ХIХ в.» главы первой нет ни слова о широко развернувшейся в этот период церковной благотворительности. В 1864 г. императором Александром II было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, давшее мощный толчок развитию православной благотворительности. Широкую известность приобрели приходские общества Петербурга. Так, в одном только Христорождественском приходе действовали приют-школа, богадельня для одиноких женщин, бесплатная квартира для нищих, больница, братские обеды для нищих, община сестер милосердия. Со времен христианизации Руси до петровских реформ дело благотворительности почти полностью находилась в руках Православной Церкви. На с. 15 автор справедливо указывает, что в 1860-е гг. все чаще учредителями благотворительных обществ становились мещане или купцы. Однако О.О. Сидоровская не объясняет причин этого. Дело в том, что, согласно манифесту 1832 г. императора Николая I, благотворительная деятельность нередко позволяла им «выбиться в люди» - стать почетными гражданами Российской империи и занять тонкую прослойку между дворянство и купечеством. Таким образом правительство пыталось охранить благородное российское дворянство от проникновения чужеродных элементов, и в то же время поддержать и поощрить торгово-промышленный слой, удовлетворяя его амбиции и стимулируя торгово-предпринимательскую и благотворительную деятельность. Касаясь русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., автор пишет о том, что на войну уходили рекруты (см. с. 13). Однако военная реформа 1874 г. отменила рекрутские наборы и ввела всеобщую воинская повинность. Указанные замечания не влияют на общую положительную оценку рецензируемой работы. А.Н. Кашеваров, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории журналистики, заслуженный работник высшей школы РФ