САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Отзыв на выпускную квалификационную работу бакалавра на тему «АНАЛИЗ ГОРИЗОНТА ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА», Александрова Александра Александровна ООП ВО «бакалавриат» по направлению «Бизнес-информатика» 1.Соответствие цели, задач и результатов исследования требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями Целью ВКР А.А.Александровой является эмпирическое исследование связи горизонта планирования бизнеса и показателей эффективности деятельности бизнеса. Основная гипотеза исследования состоит в том, что компании, которые ориентированы на долгосрочные цели (то есть цели, вложения в достижение которых не принесет отдачи в краткосрочном периоде), тем не менее показывают лучше показатели эффективности деятельности, чем компании, ориентированные на цели с краткосрочной отдачей. В ходе работы автором были поставлены и решены следующие задачи: - изучение и критический анализ существующих академических исследований по теме выпускной квалификационной работы; - разработка дизайна исследования, а именно составление и кодирование анкеты для проведения количественного исследования; - обработка и анализ данных количественного исследования; - реализация модуля веб-приложения для анализа стратегического положения фирмы с точки зрения взаимоотношения с клиентами. Были получены следующие результаты исследования: - Обзор существующих академических исследований позволил разработать дизайн количественного исследования, а также составить анкету исследования. - Были опрошены 32 собственника бизнеса и руководителя высшего уровня. Данные были проанализированы с использованием метода шкалы максимального различия (MaxDiff), а также с помощью иерархической кластеризации были выделены кластеры, связанные с финансовыми и нематериальными показателями. Полученные результаты анализа говорят о том, что эффект от долгосрочного планирования нельзя увидеть на изменении финансовых показателей, однако существует зависимость с нефинансовыми показателями деятельности, а именно с уровнем удовлетворённости клиентов. - Связь между уровнем удовлетворенности клиентов и финансовыми результатами бизнеса была рассмотрена подробнее. Так, многочисленные эмпирические исследования показывают, что уровень удовлетворенности клиентов напрямую влияет на финансовые показатели деятельности компаний. Таким образом, влияя на удовлетворенность клиентов, компании на долгосрочном горизонте планирования обеспечивают устойчивое положение на рынке и рост финансовых результатов. Для эффективной работы с удовлетворенностью клиентов автором был разработан модуль «анализ удовлетворенности клиента» в виде веб-приложения (Django). Цели, задачи и результаты исследования соответствуют образовательному стандарту СПбГУ и образовательной программе в части овладения установленными компетенциями. 2. Обоснованность структуры и логики исследования ВКР состоит из двух логических частей: обзора литературы и количественного исследования, а также практической части работы. Обзор академических исследований по теме ВКР представлен в первой главе работы. Вторая глава исследования посвящена сбору и анализу опросных данных для выявления влияния горизонта планирования компаний на эффективность бизнеса. Третья глава исследования является практической и представляет собой описание веб-модуля, разработанного автором, для целей мониторинга и управления удовлетворенностью потребителей. Структура и логика исследования полностью соответствуют заявленной теме исследования и способствуют ее раскрытию. 3. Наличие вклада автора в результаты исследования с учетом результатов проверки ВКР на предмет наличия/отсутствия неправомерных заимствований В ВКР А.А.Александровой системой Blackboard выявлено 6% заимствований, все они являются техническими, а именно устойчивые выражения русского языка, ссылки на литературу и нормативные акты. В ходе работы автор самостоятельно провела обзор литературы по заданной теме, провела сбор и анализ данных для количественного исследования. В ходе реализации практической части работы автор проявила все необходимые компетенции бизнес-аналитика при обсуждении технического задания для реализации модуля, а также самостоятельно освоила необходимые технические средства программирования. 4.Новизна и практическая значимость исследования Проведение данного исследования и разработка веб-модуля были заказаны работодателем ООО «ЕПСИ Рус» (компания, которая занимается исследованиями в области удовлетворенности и лояльности потребителей), что подтверждает практическую значимость данного исследования (к работе прилагается справка о внедрении результатов, выданная работодателем). Новизна работы по сравнению с проведенными ранее академическими исследованиями, заключается в изучении российской специфики при анализе горизонта планирования компаний. 5. Корректность использования методов исследования и анализа экономической информации В работе А.А.Александровой используются методы, характерные для эмпирических исследований, а именно опросный метод сбора данных, метод MaxDiff для анализа результатов анкетирования (одна из разновидностей Conjoint analysis), кластерный анализ. Все использованные автором методы являются корректными для реализации целей исследования. 6.Актуальность используемых информационных источников В ВКР А.А.Александрова использовала актуальные академические исследования по заданной тематике. Также для целей апробации разработанного модуля использовались данные ООО «ЕПСИ Рус» об удовлетворенности и лояльности клиентов. 7.Соответствие предъявляемым требованиям к оформлению ВКР В целом, работа соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению ВКР. 8.Соблюдение графика выполнения ВКР График выполнения ВКР соблюдался. 9.Допуск к защите и оценка работы ВКР А.А.Александровой может быть допущена к защите и заслуживает оценки «отлично». Научный руководитель К.э.н., доцент А.С. Малова 21/05/2017