РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Пучковой Марии Кирилловны « Гендерные стереотипы в женских журналах» Выпускная квалификационная работа «Гендерные стереотипы в женских журналах», выполненная в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», представляет собой завершенный труд, в котором проведен анализ наиболее эффективных способов использования гендерных стереотипов в женских глянцевых журналах. Актуальность выбранной темы обусловлена, постоянными трансформациями гендерных стереотипов в современном обществе. И женские журналы безусловно, занимают одно из ведущих мест в формировании гендерного мышления читательской аудитории. Работа М.К. Пучковой представляет собой актуальное и самостоятельное исследование. Автором проведен системный анализ современного журнального контента. Формулировка цели и задач исследования возражений не вызывают. Автору удалось решить следующие задачи: 1. Выявить роль современных СМК в процессе создания и распространения гендерных стереотипов; 2. Проанализировать средства формирования имиджа женщины в публикациях женских журналов; 3. Исследовать технологии распространения гендерных стереотипов потребительского поведения в глянцевых женских изданиях. Автор использует широкий круг различных источников. Обзор и систематизация источников и литературы по исследуемому вопросу свидетельствуют о профессиональном, квалифицированном подходе М. К. Пучковой к работе. Структура работы представляется логически обоснованной. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В главе I «Влияние средств массовой коммуникации на формирование гендерных стереотипов» рассматриваются категории «маскулинность», «феминность» в контексте гуманитарных исследований, уточняется понятийный аппарат. В главе представлена совокупность взглядов по проблеме гендерных стереотипов, дан критический анализ научных концепций. В главе II «Гендерный дискурс в российских глянцевых изданиях для женщин» на обширном эмпирическом материале характеризуются различные модели потребительского поведения, формируемого глянцевыми журналами, определяются составляющие информационного поля, в котором существует гендерный дискурс. Специально выделяется проблема воздействия женских медиаобразов на аудиторию. Некоторые замечания: 1. В главе 2 автор упорно употребляет термин контент-анализ, при этом ссылки на протоколы контент-анализа отсутствуют, не описана методика, не приводятся цифровые данные. Рецензенту показалось, что в работе скорее проведен качественный анализ, чем количественный. 2. Спорным представляется заявленная практическая значимость работы: «помочь аудитории отличать ошибочные жизненные ценности». Что такое «ошибочные жизненные ценности» и как их отличить от истинных автор не объясняет. Обозначенные замечания не влияют на общее впечатление от работы. Без сомнения, большой объём материала не позволяет исследовать его с одинаковой степенью подробности и погружённости. Но в целом ВКР состоялась, отвечает требованиям, предъявляемым к работам такого рода, а ее автор заслуживает высокой положительной оценки. Старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики СПбГУ Лисеев Р. П.