Отзыв рецензента на выпускную квалификационную (дипломную) работу студентки 4 курса очной-заочной формы обучения направления «Журналистика» СПАЩАНСКОЙ Олеси Олеговны Феномен мобильной фотографии Научный руководитель ˗˗ Беленький Александр Иосифови старший преподаватель кафедры Медиадизайна и Информационных Технологий СПбГУ. Выпускная квалификационная работа Спащанской Олеси Олеговны представляет собой исследование феномена мобильной фотографии и ее роль в современных СМИ и социальных сетях. Актуальность данной работы обусловлена стремительным ростом числа пользователей мобильных телефонов и переключения читателей и зрителей с традиционных СМИ на электронные, а также появление значительного числа пользователей контента социальных сетей, которые во многом стали дублировать функционал медиа, создавая последним серьезную конкуренцию, как в части оперативности, так и в части свободы использования контента. Современность обусловлена, как выше перечисленными факторами, так и отсутствием значительного количества научных исследований рассматриваемого феномена при очевидном спросе на подобные труды, как у конечных пользователей контента, так и у его производителей. Анализ, проведенный в работе, помогает создать теоретическую базу для дальнейших исследований, а равно оценить процессы в медиа и социальных сетях в динамике и происходящие в настоящий момент. Работа представляет собой экскурс в недавнюю историю мобильной фотографии и способы ее применения. Автор также пытается дать определение новому термину «мобилография», который объединяет в себе все характеристики этого относительно нового явления. Кроме того, стоит отметить претензию на масштабность исследования — рассматриваются не только строго фотографические особенности мобилографии, но и связанные с ней проявления, в том числе различные аддикции. Более того делается резонный вывод о возможно необходимом включении социомедийной зависимости в перечень поведенческих расстройств. Глава вторая отдельно рассматривает различные платформы, где применяется мобильная фотография, а также анализируются конкретные примеры проектов, где применяется мобилография, как в СМИ, так и в социальных сетях. Кроме того, автор презентует собственный проект о мобильной фотографии, выполненный с привлечением большого количества иллюстративного материала, а также экспертных мнений. Наличие значительного количества экспертных интервью, в том числе с действительно значимыми фигурами в медиасреде, является неоспоримым плюсом работы. Приводятся различные точки зрения и аргументы. Однако, хотелось бы прочитать мнения практикующих представителей не только «художественного» направления фотографии и мобильной фотографии, но действующих СМИ — сотрудников фотоагентств (экс-фотограф ТАСС в Петербурге Руслан Шамуков одним из первых стал представлять для новостной ленты фотографии, сделанные мобильным телефоном, наравне с кадрами, снятыми профессиональной зеркальной камерой), представителей фотоагентств (Александр Николаев, руководитель фотоагентства «Интерпресс» - в части, касающейся приемлимости мобильных фотографий для агентства, перспективы продажи таких карточек), бильд-редакторов и работников фотослужб (газета «Коммерсантъ» в Петербурге, «Деловой Петербург», «Фонтанка.ру» имеет богатый опыт использования именно мобильной фотографии для иллюстрирования) . Также в числе представителей «художественного» направления, особенно в рамках исследования эволюции мобильной фотографии от СМИ в соцсети, кажется логичным связаться в Пинхасовым, параллельно с основной работой активно ведущим именно микроблог с фото и видео, сделанными исключительно на камеру смартфона. В то же время общее впечатление от исследования остается достаточно сумбурным — возможно, это связано с ограничением в объеме самой работы и попытке «объять необъятное», систематизируя большое количество разрозненных и отрывочных публикаций по теме. На контрасте с этим собственный проект автора выглядит качественно проработанным, хорошо собранным и наполненным смыслом, «без воды». Возможно, отсутствие серьезных исследований, научной базы, публикаций по заявленной теме вынудили автора взять на себя ответственность делать большое количество самостоятельных выводов. Однако ряд из них кажется спорным и хочется указать на них: «Пожалуй, в 21 веке встроенная в телефон камера входит в перечень самых популярных изобретений», - можно предположить, что все-таки не камера, а сам гаджет (телефон, смартфон, планшет и т. п.) является востребованным изобретением и пользователи все-таки пока больше ищут контент, а не создают его. «И если в 2002 году были телефоны лишь с 1-мегапиксельной камерой, то сегодня компания Apple уже презентует мобильную технику с 12-мегапиксельной камерой. В компании отмечают, что последняя версия iPhone может конкурировать с профессиональными цифровыми зеркальными фотоаппаратами», - здесь автор недостаточно изучил рынок мобильных телефонов, остановившись на наиболее популярной марке, однако, если мы говорим о качестве, то не только она может конкурировать с профессиональной цифровой техникой, ряд производителей представляют гаджеты с камерами гораздо более большого разрешения и более расширенными возможностями для съемки. И многие профессиональные фотографы ориентируются при выборе гаджета не на бренд, а на технические характеристики, отдавая предпочтение другим компаниям, нежели указанная. Говоря о популярности блогеров, использующих в качестве элемента продвижения мобильную фотографию, автор приводит пример пользователя с ником @newyorkcity, в частности отмечая, что именно использование фотографии и других средств СММ привело микроблог к популярности. Если же обратиться к первоисточнику, то сам инстаграм читают на сегодняшний день 1,3 миллиона пользователей, в то время как созвучный хэштег #newyorkcity использовали более 13 миллионов раз, что говорит, в первую очередь, не о наполнении, а об «обертке» блога с удачно выбранным именем. Пользователи могут искать именно такое словосочетание и натыкаться на одноименный микроблог. «Следующей мы рассмотрим социальную сеть «Вконтакте». На сегодняшний день это приложение является крупнейшей платформой для коммуникации в Европе. Данная сеть наиболее востребована у российского пользователя. «Вконтакте» также позволяет публиковать изображения без лицензий» - заявление автора кажется голословным без конкретного указания источника исследования по сравнению доли аудитории различных социальных сетей. Также вынуждена отметить небрежное, на мой взгляд, отношение к информации (приводятся данные по количеству хэштегов #selfie и указанное в работе число на пару порядков меньше реального, при этом правильные данные есть в приложении), а также ссылкам — большое количество приводимых фактов не подтверждаются конкретными источниками информации. Само оформление ссылок на интернет-ресурсы и списка использованной литературы кажется несоответствующим стандартам. Несмотря на все выше сказанное в части личного негативного восприятия, в представленной работе сделана серьезная попытка анализа и систематизации современного и крайне актуального явления при скудности научной базы по теме. Автор использует весь арсенал средств для максимально всестороннего исследования, пытается достаточно успешно делать выводы и обобщения. Отдельно еще раз хочется выделить серьезную работу с экспертами по проведению интервью и грамотном использовании полученных данных. Также отдельной отметки заслуживает непосредственно практическая (творческая) часть данной работы. Считаю, что выпускная квалификационная работа выполнена на хорошем уровне и заслуживает положительной оценки ГАК. Рецензент: руководитель службы бильд-редакторов интернет-газеты «Фонтанка.ру» Потеева Ксения Анатольевна.