О Т З Ы В о ВКР Фадеевой Кристины Михайловны Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере Vogue и Harper's Bazaar) Исследование нацелено на решение актуальной научной проблемы, связанной с осмыслением механизмов адаптации глянцевого журнала в культурной традиции России, в ее информационном пространстве и в российской журналистской практике. Для современной научной мысли этот специфический сегмент прессы представляет собой одну из наиболее острых проблем, на решение которой сегодня есть настойчивый общественный запрос. Сегодня с уверенностью можно сказать, что глянцевые журналы находятся в сфере пристального внимания интеллектуального сообщества. Об устойчивом к ним интересе свидетельствует не только солидный корпус научных исследований, проведенных в последние годы в США и России и затрагивающих самые разные их аспекты (социальный, культурно-ценностный, политический, лингвистический, риторический, экономический, маркетинговый), но и развернутые, полемически заостренные дискуссии как на научных форумах, так и на многочисленных медийных площадках. Таким образом, актуальность рецензируемой ВКР не вызывает сомнений. Она определяется востребованностью современной теорией обновленных, сверенных с динамикой глобальных процессов и с национально-культурной традицией знаний о социальном статусе современной женской журналистики и о глянцевом журнале как ее ключевом сегменте. Научный дискурс о феномене «глянца» не относится к простым, поскольку он отражает не только существующую палитру идеологически выверенных и далеко не совпадающих оценок, но и динамику самого глянцевого журнала, который активно расширяет сегодня свое присутствие в обществе, стремясь к тотальному в нем господству, быстро набирает все новые и новые свойства, при этом по-разному наблюдаемые и по-разному оцениваемые исследователями. Радует, что в решении вопросов, которые во множестве порождаются практикой глянцевых журналов, Кристина обратилась к богатейшему отечественному и зарубежному опыту научного осмысления массмедиа. Значимость исследования К. М. Фадеевой определяется тем, что оно углубляет понимание механизмов адаптации иностранного глянцевого журнала к отечественному медиарынку с учетом динамики культурно-исторического контекста как глобального, так и локального масштабов. Ракурс проблемно-тематического анализа изданий вписывается в закрепляющуюся сегодня традицию интерпретации глянцевого журнала не столько как заимствования российской прессой западного журналистского опыта, сколько как феномена, согласующегося с культурной динамикой российского общества, с логикой развития общественного сознания, с формированием в России светского мировоззрения, ценностно-смысловой доминантой которого является, замечу, «апология человека», признание его суверенного права на личностный выбор и в том числе на эгоизм потребителя. Ретроспектива истории женских российских журналов периода XVIII – XX вв., детальное рассмотрение современной практики трендовых журналов, обобщение опыта изучения глянцевого журнала как динамично развивающегося сегмента российской прессы позволяет заключить, что задачи, поставленные в работе, выполнены и цель исследования достигнута. Содержащиеся в работе осмысления стратегий создания женских и мужских образов в глянцевых журналах, особенности «формирующего механизма» позволяют уточнить научные представления в области методологии – как системы гуманитарного знания и сферы деятельности. Это знание особенно востребовано сегодня в теории и практике журналистики, активно пытающейся осознать свою роль в медиатизации общества. Структура работы согласуется с логикой рассмотрения изучаемого объекта, в качестве которого выступают российские версии самых знаменитых американских журналов о женской моде в самом широком смысле этого слова. Ключевыми в работе К. М. Фадеевой становятся понятия адаптации и способов адаптации американских журналов к российскому медиарынку и менталитету. В целом, автор продемонстрировала знание основной исследовательской литературы. В работе Кристина Максимовна опирается на труды таких известных зарубежных ученых, как Бодрийяр, Рибейро, Тангейт, и российских авторов интереснейших монографий — например, Гудовой, Ракиповой, Сокольской, Смеюхи и других. Подводя итоги, следует сказать, что недостаточно четко сформулированы выводы в заключении, особенно те, которые должны касаться основных черт сходства и различий в методологических подходах к изучению женской прессы в США и России. При том, что существенных недостатков в работе нет, нельзя не заметить некоторую небрежность в оформлении списка литературы, калейдоскопичность и поверхностность в изложении эволюционного развития женских журналов. Не всегда ясно и четко выстраивается текст. Как следствие — у читателя возникают вопросы Другой образ, появляющийся на страницах американских глянцевых изданий чуть позже – это роковая соблазнительница, сексуально агрессивная и независимая. - Но о том, когда появился первый — ничего не сказано с.11 Анализируя и учитывая описанные точки зрения ученых, мы рассматриваем методологический подход как принципиальную точку зрения, основанную на главных принципах, которые, в свою очередь, определяют общую цель данной ? работы. с.17 Заметим, что образ мужчины в этих мужских журналах значительно отличается от репрезентируемых образов женских. Это просто мужчина, каков он есть по природе своей: энергичный, смелый, готовый решать задачи и достигать цели и, разумеется, самостоятельный, не зависящий от женщины. Таковы мужские образы на российском медиарынке. Высказанные замечания не снижают общего впечатления о серьезности и глубине проведенного исследования, которое заслуживает высокой оценки. Профессор кафедры периодической печати А. Н. Тепляшина