Рецензия на выпускную квалификационную работу И.И. Володуцкой «Разработка тематической концепции и композиционно-графической модели издания для подростков» Школьная журналистика в России развивается довольно бурно, что подтверждает множество конкурсов: среди них Всероссийский конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», Фестиваль школьных СМИ (МГУ), «Проба пера» (СПбГУ), «Чтоб услышали голос поколения» (ГДТЮ) и пр. Но газеты, выходящие в детских загородных лагерях, можно пересчитать по пальцам. Это издания Всероссийского детского центра «Орленок» (Краснодарский край), Международного детского центра «Артек» (Крым), детского оздоровительно-образовательного центра «Урал» (Челябинск), детско-юношеской организации «Остров сокровищ» (Москва). Куда исчезают многочисленные авторы школьных газет на каникулах? Они бы и продолжали творить, но возникают серьезные кадровые и технические проблемы. В детских загородных лагерях нет редакторов, нет верстальщиков, нет типографских возможностей, нет часов для занятий… К этому добавляется постоянно изменяющийся состав детей (смены, как правило, идут сейчас 21 день летом и по неделе в дни остальных школьных каникул). Подобные проблемы решаются либо в крупных детских центрах («Орленок», «Артек»), либо в редких, хоть и обычных, лагерях. Творческий диплом И.И. Володуцкой и посвящен газете детского загородного лагеря. Творческий диплом обязательно сопровождается вводной, которая теоретически обосновывает портфолио выпускника. В этой вводной части к И.И. Володуцкой больше замечаний, чем в реализации ее творческого проекта. На мой взгляд, объект исследования сформулирован слишком широко, а предмет подменяется целью работы. Историография вопроса не приведена. Библиографический список вызывает сомнения в действительном использовании всех приводимых исследований. В первой главе дается краткий обзор количественного и тематического состояния детских и подростковых СМИ России, отличие иностранных изданий подобного профиля, распространяемых в нашей стране, от отечественных; статистика детского чтения; прослеживается связь дизайна детских и подростковых СМИ с психологическими особенностями растущего человека. Все это, безусловно, создает у выпускника общую культрологическую базу, на которой впоследствии будет легче строить грамотную версию молодежного издания. В параграфе 1.2.2. анализируются два издания детских лагерей – «Орленка» и «Города мастеров». Странно, что никак не объясняется выбор изданий для исследования; не сказано, сколько номеров газеты «Салют, Орленок!» было просмотрено (подшивки за 2011, 2015 и 2017 гг.) Журнал «Город мастеров» изучен в одном выпуске, но это не промах студента, а невозможность отыскать на просторах Интернета другие выпуски этого издания. В газете Всероссийского детского центра анализируются размерные характеристики полосы, структура обложки и логотип, композиция полосы, рубрики; проговариваются тематическая направленность, периодичность, объем и тираж. По той же схеме анализируется журнал «Город мастеров», но ответы на все заданные вопросы справедливо приводят автора исследования к утверждению, что это не периодическое издание для детей и подростков, а рекламный буклет, замаскированный под журнал. Вторая глава посвящена газете «Растопка» программного следопытского лагеря «Оранжевая планета» (Ленинградская область, Приозерский район, поселок Лосево). На III общероссийском слете детских организаций «Четыре стихии» (Ленинградская область) был выпущен единственный номер газеты «Растопка» (26 июля 2011 г.). Название подхватила газета детского программного лагеря «Оранжевая планета», вожатые которого участвовали в этом слете. Первый номер «Растопки» «Оранжевой планеты» вышел 28 июня 2014 г. Автор исследования приводит социально-демографические и психографические характеристики аудитории газеты, опираясь на собственный опыт работы в этом лагере. Далее следует объяснение концепции издания, обоснование названия и примеры отдельных рубрик. Студентка переходит к сути своего творческого проекта постепенно, проанализировав отдельные издания других лагерей и рассмотрев потенциальную читательскую аудиторию своего издания. Затем прописываются довольно известные позиции – системообразующие элементы КГМ с опорой на классические труды Яна Чихольда и современных дизайнеров. В дипломе четко прослеживается логика изложения – от теории автор переходит к практике, к объяснению логики построения КГМ газеты «Растопка» (размерные характеристики полосы, шрифтовое расписание, сетка верстки, иллюстрации). Называются проблемы и способы их разрешения (например, сложности при печати на офисном принтере приводили к непараллельности полосы набора границам листа). В приложениях приводятся полосы исследуемых изданий «Салют, Орленок!» и «Город мастеров», титульная страница первой «Растопки», один из вышедших номеров современной «Растопки», модульная сетка с примерами комбинирования модулей «Растопки», колонтитулы и варианты написания логотипов этой газеты, полный список рубрик. Все погрешности вводной части работы никак не могут затмить главный итог труда выпускника – разработку и реализацию тематической концепции и композиционно-графической модели газеты «Растопка». Перед летним сезоном 2017 в активе редакции – 41 выпущенный номер, который готовили один главный редактор, девять выпускающих редакторов, четверо дизайнеров. Подсчитать число корреспондентов и фотографов, пожалуй, не представляется возможным, ибо в выпусках газеты принимают участие все, включая самых младших ребят. В конце июля 2017 г. планируется выпустить 50-й номер «Растопки» и отметить юбилей лагерной газеты. Все это было бы невозможным, если бы на первой странице первого номера современной «Растопки» не стояла подпись Ирины Володуцкой. Студентка журфака в 2014 году приехала в лагерь, за один день подготовила и выпустила четырехстраничную газету формата А4. Затем начались долгие поиски композиционно-графической модели и тематической концепции. Газета меняла периодичность, формат, объем; редакция искала наилучшие способы для детской и вожатской самореализации. Из 41 вышедшего номера 27 номеров верстались Ириной, остальные – по ее макету. Выпускать газету с Ириной редактору было всегда комфортно, дизайнер учитывала все лагерные особенности и сжатые сроки, а читателю пришелся по душе предложенный ею дизайн. Считаю, что выпускная квалификационная работа И.И. Володуцкой «Разработка тематической концепции и композиционно-графической модели издания для подростков» состоялась как реализованный творческий проект и заслуживает положительной оценки. Доцент кафедры истории журналистики СПбГУ, кандидат филологических наук, главный редактор газеты «Растопка» программного лагеря «Оранжевая планета» Е.С. Сонина 28.05.2017.