Средства массовой информации в современном обществе оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориентаций. Новая коммуникационная среда порождает интерес к исследованию социокультурной динамики СМИ. В этой системе исследовательских координат приоритетное место занимает телевидение, которое продолжает оставаться одним из наиболее популярных средств массовой информации. Телевизионный экран, успех которого обусловлен, прежде всего, его зрелищной природой, не перестает привлекать зрителя игровыми программами. Общение в телевизионной студии приобретает признаки лицедейства, вмещающего в себя мощные приемы театрализованного действия, а именно - актуализированной и обостренной драматургии события, диалога, сюжетных линий, неожиданных - интригующих и ярких поворотов повествования. Эти уникальные возможности телевидения достались ему в наследство от театра. И широко применяются работниками телевизионной индустрии в отечественных игровых телепередачах. Интересный разговор в студии плюс захватывающее театрализованное шоу на экране становятся для телевидения не просто одной из увлекательных форм вещания, а очень простым и доходчивым способом объяснения всего, что происходит в окружающем зрителя мире. Исследование Ю. А. Дубровиной отечественного игрового телевидения, в частности, – концептуальных характеристик игровых телепрограмм, связанных с социокультурным состоянием общества, своевременно. Духовные ценности, создаваемые современными СМИ, трансформируют ценностный потенциал социальной системы. Игровое телевидение в этом контексте увеличивает воздействие на формирование общественных вкусов и потребностей, в свете чего исследование и систематизация механизмов взаимодействия игрового ТВ с массовой культурой является актуальной проблемой. Предметно-объектное поле определяет следующую цель ВКР – выяснить и показать в исторической динамике влияние на игровое телевидение общей духовной атмосферы общества и происходящих в нем социокультурных процессов. Автор в научной работе решает следующие задачи: раскрывает понятие игры как социокультурного феномена; характеризует игровой сегмент отечественного телевидения, выявляет социокультурные факторы формирования и изменения формата игровых программ. Научная работа имеет традиционную структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения, которые дают возможность визуализации текста ВКР. В первой главе автор дипломного сочинения систематизирует различные трактовки терминов, актуальных для СМК, раскрывает историю введения категориального аппарата в научный оборот. Все содержание данной части научной работы логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из трудов авторитетных зарубежных и российских ученых. Производит приятное впечатление убедительная аргументация выбора эмпирического материала. На этом фоне заявленные теоретические источники стоит дополнить современными социологическими теориями, которые расширят методологические возможности анализа аудиторного фактора. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, социальная драматургия И. Гофмана раскрывают необходимость поддержания личной идентичности. Теория игры ученого массового общества Ирвинга Гофмана представлена на высоком уровне обобщения и может быть образцом научного анализа для дипломантки. Важнейшее произведение «Представление себя другим в повседневной жизни» раскрывает способы управления впечатлениями для поддержания своей идентичности у других. Проблематика драматургического действия, теория фреймов И. Гофмана – это конструктивная возможность расширить теоретико-методологическую базу исследования («Стигма», «Анализ фреймов», «Формы разговора»). Похвально, что Юлия Анатольевна Дубровина представляет взгляды ученых Санкт-Петербургского государственного университета по заявленной проблеме. О комплексном подходе исследователя свидетельствует охват эмпирических материалов: для анализа взято 62 программы, которые выходили с 1970-х годов и по настоящее время ( с. 20). Вторая глава посвящена истории создания, становления и развития пяти игровых телепрограмм: «Что? Где? Когда?», «Сто к одному?», «Поле чудес», «Слабое звено», «Угадай мелодию» и носит описательный характер (с. 26). Отметим, что параграф 2. 1. характеризуется чрезмерной дробностью и не соответствует заявленной структуре содержания ВКР. Заголовки целесообразно конкретизировать, указав направления исследовательского дискурса. Ю. А. Дубровина проводит анализ телепередач по классификации Р. Кайуа, которую представила в теоретической части. Автором ВКР предложена классификация игровых программ отечественного телевидения: юмористические, интеллектуальные, развлекательные, спортивные, азартные, общественно-политические, музыкальные, танцевальны (с. 23, Приложение 2). Данная дифференциация спорна, не однозначна. По какому критерию она осуществлена? Сейчас даже общественно-политические передачи носят развлекательный характер. Например, политические шоу. Насколько вышеуказанная классификация отражает социокультурную динамику игрового ТВ и трансформацию общества? Достоинством работы можно считать разноплановую методологическую базу, заявленную во введении. Однако, оформление, результатов опроса (Приложение 1) не соответствует техническому регламенту: количество опрошенных, возраст, гендерная принадлежность, цель и задачи опроса, результаты. Заявленные в эмпирической базе воспоминания и интервью участников телеигры так и остались декларацией без аргументированной аналитики. Теоретические работы, рассмотренные в первой главе исследования, стали основательной базой для эмпирической части дипломного сочинения, которая нуждается в более конструктивных обобщениях. Практическую значимость для образовательного процесса имеет систематизация сведений об игровых программах отечественного телевидения с 1970-х годов и по настоящее время. В заключении стоит соблюдать ясность формулировок и суждений, реализацию принципов системности. В частности, необходимо представить ответ на вопрос о степени реализации поставленных задач и достижении цели ВКР. К представленной на защиту работе выскажем отдельные замечания: 1. Расширить приложения визуализацией вербального текстового материала: интерьер телестудии, портреты телеведущих, обобщения в форме диаграмм. 2. Желательно внимательнее поработать с расшифровками телепередач - эмпирическим материалом российских игровых телепрограмм с целью изучения социокультурного контента, специфики игровых приемов. 3. Необходимо соблюдать логику в структурировании научного текста. Так, параграф 2. 1. посвящен частному – «Викторины на отечественном телеэкране: концепции и истории создания программы», а 2. 2общему, а именно, – контенту игровых телепроектов. Впрочем, данные замечания не снижают общего благоприятного впечатления от ВКР. Цель научной работы представляется достигнутой, задачи – решенными. Исследование носит самостоятельный характер. Система Blackboard зафиксировала 7% заимствований, содержательное изучение которых указывает на их технический характер. Выпускная квалификационная работа Юлии Анатольевны Дубровиной является завершенным концептуальным исследованием, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает положительной оценки. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Л. П. Марьина .