РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу по направлению «Журналистика» студента очно-заочной формы обучения ЗАМОЖНОГО Ивана Дмитриевича «Речевые особенности трэвел-медиатекстов в сфере спортивного туризма» Актуальность темы рецензируемого бакалаврского сочинения определяется целым рядом факторов, значимых, с одной стороны, для профессиональной журналистской деятельности, а с другой – для разработки инструментов анализа речевого воплощения этой деятельности. Назовем только некоторые из этих факторов: многообразие типов медиатекстов, уже не вмещающихся в традиционные жанровые рамки; полиинтенциональность журналистского произведения, когда его автору приходится решать трудно совместимые задачи; активные процессы в живой среде медиаречи, отражающей социокультурные изменения и в связи с этим – постоянное переформатирование аудитории современных медиа. Сказанное представляет собой часть обширного проблемного поля исследований, связанных с направлением «Журналистика». В рамках этого поля И. Д. Заможный сосредоточил свое внимание на анализе трэвел-медиатекстов (ТМТ) в сфере спортивного туризма как инструмента речевого воздействия на аудиторию (с.4). Важно при этом, что содержательно-смысловой – в отличие от жанрового – подход к изучению ТМТ позволяет, на наш взгляд, увидеть проблемное поле трэвел-журналистики более объемно и широко. Для решения задач своего исследования И. Д. Заможный сформировал корпус эмпирического материала, составивший 70 текстов из 11 источников за 2014 - 2017 гг. Отметим, что новизна работы заключается в обосновании существования и статуса спортивного трэвел-медиатекста (спорт-ТМТ) как содержательно-тематического подтипа трэвел-медиатекста и тем самым во введении в научный оборот важного эмпирического материала с описанием его речевых особенностей. Сложность предмета исследования связана, в первую очередь, с тем, что спортивный трэвел-медиатекст принадлежит одновременно нескольким типам дискурса – рекламного, туристического и собственно спортивного, что убедительно показано автором ВКР в процессе анализа текстов (глава 2). Сложность же создания таких текстов в ходе журналистской практики связана с необходимостью гармонизации речевого материала в полидискурсивном медиатексте, поскольку, как справедливо указывает И. Д. Заможный, «путешествие может быть представлено не просто как досуг, но и как этап личностного развития и всестороннего совершенствования» (с. 25). В то же время, выделяя спорт-ТМТ как особый подтип трэвел-медиатекста, обладающий определенными речевыми и интенциональными особенностями, автор заключает, что в современных массмедиа основным «вариантом» спорт-ТМТ является информационно-рекламный (с. 33 и др.), задача которого – подтолкнуть аудиторию к совершению путешествия. И в этом отношении ценными являются практические выводы, приведенные в исследовании И. Д. Заможного, о тех речевых инструментах, которые повышают эффективность воздействующего потенциала спорт-ТМТ. Эти выводы сформулированы автором на основании проведенного им опроса (материалы опроса, в том числе графические, приведены на сс. 45–48), что придает рецензируемой ВКР несомненную практическую значимость. Вместе с тем знакомство с рецензируемым сочинением вызвало вопросы, связанные, скорее, с общим интересом к теме исследования. 1. Автор говорит о существовании в современном медиадискусре концепта «спортивный туризм» (раздел 1 первой главы). Хотелось бы уточнить, каковы составляющие ценностного измерения данного концепта. 2. В качестве основной разновидности спорт-ТМТ автор называет рекламно-информационный текст (с.33 и др.). Какие еще, пусть и малочисленные в медиасреде, разновидности спорт-ТМТ могут быть выделены и какова, если таковые существуют, их роль в СМИ? Подводя общий итог рецензии, отметим, что исследуемая И. Д. Заможным проблема проанализирована достаточно полно и многосторонне, в соответствии с теми методологическими представлениями, которые приняты в медиалингвистике как общей речеведческой дисциплине в сфере научных исследований журналистики. Автор ВКР изучил основные теоретические труды данного научного направления (по теории медиадискурса и медиатекста это работы Т. Г. Добросклонской, Л. Р. Дускаевой, В. И. Конькова, Н. С. Цветовой и др.; работы А. К. Алексеева, С. Н. Ильченко и др. по спортивной журналистике, Е. Г. Власовой, И. Н. Показаньевой, Т. Ю. Редькиной – по проблема трэвел-медиатекста), что нашло отражение в анализе спортивных трэвел-медиатекстов. При этом избранный для анализа материал имеет достаточный объем и валидную выборку, что и позволило автору ВКР сделать достоверные выводы. Текст выпускного квалификационного сочинения отличается богатством лексики, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления и соответствует нормам русского литературного языка и принципам научного изложения (отдельные опечатки не снижают общего благоприятного впечатления от текста). Грамотно оформлен и справочный аппарат (система ссылок и список литературы). Все сказанное позволяет высоко оценить выпускную квалификационную работу И. Д. Заможного ««Речевые особенности трэвел-медиатекстов в сфере спортивного туризма», а ее автору порекомендовать продолжить обучение на следующей ступени вузовского образования – в магистратуре. 24.05.2017 Кандидат филологических наук, доцент кафедры речевой коммуникации СПбГУ В. В. Васильева