ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу по направлению «Реклама и связи с общественностью» студента 4-го курса очного отделения ПУШКИНОЙ Дарьи Викторовны на тему «Специфика рекламы в театральной сфере Санкт-Петербурга» Содержание выпускной квалификационной работы полностью соответствует заявленной в названии темы — в работе анализируется театральный рынок Санкт-Петербурга как сегмент арт-рынка, рассматриваются теоретические основы рекламы в театральной сфере, исследуются особенности применения рекламы театрами СПб. Тема, заявленная в названии работы, раскрыта полностью — выявлены особенности рекламы в театральной сфере и на основании исследования сделаны выводы об эффективных методах и способах продвижения театров СПб, среди которых можно выделить: наружную и интернет-рекламу, SMM, рекламу в местах продаж и персонифицированную коммуникацию. Структура ВКР обоснована задачами исследования. В первой главе автор рассматривает теоретические основы рекламы в театральной сфере, делая акцент на ее отраслевых особенностях. Во второй главе автор обращается к анализу рекламных коммуникаций театров Санкт-Петербурга, на основании чего выявляет особенности организации взаимодействия театров с целевыми аудиториями посредством различными каналами распространения рекламы. В работе отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера. Основной проблемой исследования является необходимость театрам встраивания эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями для повышения своей рентабельности в условиях ограниченных бюджетов. Кроме того, не существует практически ни одного качественного исследования специфики рекламы в сфере исполнительских искусств. Актуальность также обусловлена возрастанием экономического значения рекламы в различных сферах деятельности в условиях их технического совершенствования. Но выпускная квалификационная работа Д.В. Пушкиной не лишена недостатков: 1. Автор многократно в одинаковых контекстах использует разные термины – каналы, средства, инструменты, технологии. 2. В параграфе 1.2. автор избыточно дает определения: исследуемой совокупности, раздаточного анкетирования, выборке и подробное описание определения необходимого размера выборки без привязки к теме исследования. 3. Небрежно оформлены постраничные ссылки. 4. Список использованной литературы обширен, но недостаточно современен. В списке приведены издания начала прошлого десятилетия: Пучкова Е. И. Маркетинг в сфере театрального искусства -1998 г.; Рассел Дж. Т. Рекламные процедуры Клеппнера – 2003 г.; Романов А. А. «Реклама. Интернет-реклама» - 2003 г.; Синяева И. М. Маркетинговые коммуникации - 2005 г.; Успенский И. В. Интернет-маркетинг – 2003 г. Они не то что бы безнадежно устарели, просто появилось огромное количество интереснейших изданий по таким стремительно меняющимся и пополняющимся направлениям как интегрированные коммуникации, маркетинг в социальных сетях, интернет-маркетинг и т.п. А в интернете можно обнаружить немало сообществ и ресурсов, где обсуждаются вопросы продвижения современных театров, например: Кодекс театрального блогера, Сообщество Питерских блогеров, Сообщество московских блогеров, Международный Клуб театральных менеджеров, Театральные Дневники, Банк идей по театральному пиару, эксперименты с нестандартной социальной рекламой театров и т.д. 5. В работе встречаются обидные ошибки словоупотребления, лексические и стилистические ошибки: «практика применения рекламы в театрах Санкт-Петербурга»; «спонсоры, продюсеры и другие учреждения культуры»; «цена билета в Александринский театр, предположительно, будет стоить…»; «несет некий положительный образ потребителю» и т.п. 6. Выводы, сделанные автором работы, соответствуют результатам проведенного исследования, но не отличаются новизной и оригинальностью относительно уже существующих наработанных практик. Но перечисленные замечания компенсируются качеством и обоснованностью самостоятельно проведенных исследований. Наглядный материал, представленный в тексте и в Приложениях уместен, выполнен качественно, содержателен и убедителен. В целом, Дарья Викторовна Пушкина справилась с решением научно-исследовательской задачи. Рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по направлению «Реклама и связи с общественностью», и, в случае успешной защиты, заслуживает положительной оценки. Доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе Г.К. Панкова 19.05.2017