РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Быковой Эжены Романовны «Тематическая концепция и композиционно-графическая модель музыкального издания» Направление - «Журналистика» (профиль «Медиадизайн») Выпускная квалификационная работа Э. Р. Быковой посвящена одному из направлений в современной журналистике, а именно – музыкальной журналисти-ке. Рецензируемая работа представляет собой профессионально-практическую работу. Актуальность избранной темы автор обосновывает полным отсутствием на отечественном рынке качественных печатных изданий, всесторонне освещаю-щих современную музыкальную жизнь. Таким образом, целью выпускной квали-фикационной работы стала авторская разработка нового музыкального журнала. Для достижения поставленной в работе цели Э. Р. Быкова решала следую-щие задачи: провела исторический анализ музыкальной журналистики в России; выявила основные тенденции в современных изданиях о музыке, коснулась про-фессиональных проблем, существующих в современной музыкальной журнали-стике. Отталкиваясь от проведенного исследования, Э. Р. Быкова предложила те-матическую концепцию нового журнала под названием «Послушай» и разработа-ла композиционно-графическую модель издания. Эмпирическую базу ВКР составили музыкальные издания дореволюцион-ной России, СССР, печатные и электронные журналы Российской Федерации, а также ряд зарубежных печатных изданий («Rolling Stone», «Billboard», «Classic rock»). Чтобы понять, какой контент создают современные музыкальные издания, Э. Быковой было проанализировано 5 электронных и 3 печатных журнала, выде-лены сильные и слабые стороны музыкальных интернет-ресурсов, которые сле-довало бы учесть при создании печатного издания. В качестве печатных изданий были выбраны: «Музыкальная жизнь», выхо-дящая с 1957 года, «InRock», стартовавший в 2000 году, и «Артист», издаваемый лишь с 2015 года. В результате проведенного анализа Э. Быкова приходит к вы-воду о том, что кризис печатной музыкальной прессы связан с развитием новых медиа (телевидения и интернета), недостатком финансирования, нехваткой кри-тического мнения и профессионалов, а также необходимостью поиска новых форматов существования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В первой главе дается исторический обзор отечественных музыкальных изданий и рассматривается состояние музыкальной журналистики в России XXI века. Вторая глава посвящена специфике дизайна современных печатных музы-кальных изданий, как российских, так и зарубежных. И, наконец, 3-я глава – клю-чевая, в которой излагается собственно авторская концепция контента и компози-ционно-графическая модель нового издания. Следует отметить синтетический характер проделанной Э. Р. Быковой работы, не очень часто встречающееся в журналистике гармоничное сочетание текстового и визуального воплощения. Вполне очевиден яркий индивидуальный подход в решении ком-позиционно-графического оригинал-макета, качественный подбор иллюстративного материала, заставляющий потенциального читателя обратить внимание на остальной контент. Высоко оценивая работу в целом, можно высказать несколько замечаний. Так, в третьей главе (параграф 2) автор берет за основу определение дизайна из Российского энциклопедического словаря (2001), которое по сути относится к про-дукции промышленного дизайна. Как видится, в данном контексте уместнее было использовать определение именно графического дизайна (энц. словарь «Книго-ведение», 1982, 1990). Э. Быкова пишет «Художественное конструирование в из-дательской сфере называется моделированием, в результате чего дизайнер со-здает композиционно-графическую модель». В практике современного дизайнера-графика, как правило, используют термин «оригинал-макет издания», а не «модель», как в промышленном дизайне. Есть также пожелание относительно оформления списка литературы. В данном случае корректней было бы указать просто «Список литературы», а не «Библиографический список литературы», каковым по сути предложенный в ВКР список не является. В целом, полагаю, что цель и задачи, поставленные в ВКР, решены ее ав-тором, а вышеуказанные замечания не снижают общее положительное впечатле-ние от работы. Работа носит самостоятельный характер. Выпускная квалификационная работа Быковой Эжены Романовны соответ-ствует требованиям ФГОС и локальным актам СПбГУ, и заслуживает высокой по-ложительной оценки. 28.05.2017. Рецензент, доктор искусствоведения, профессор Э. М. Глинтерник