Рецензия на магистерскую диссертацию Ло Цзе «Образ КНР в современных китайских телевизионных документальных фильмах» Профиль магистратуры – «Международная журналистика» Актуальность обращения автора к теме магистерской диссертации, по формированию образа современной Китайской Народной Республики через визуальные произведения — китайские телевизионные и документальные фильмы – является важным фактором для формирования отношения не только со стороны жителей других стран к бурно развивающемуся государству Юго-Восточной Азии, но и для самоидентификации людей, проживающих в самом Китае. Кинодокументалистика, являясь частью китайской культуры, создает визуальные образы, оказывающие эмоциональное воздействие на зрителя, и становится своеобразным посредником между страной, в которой создаются эти фильмы, и зрителями других стран и культур. Теледокументалистика, в свою очередь, имеет большое значение для создания позитивного имиджа страны, кроме этого, она становится не только средством, стимулирующим экономическое развитие страны, но и стратегическим оружием, укрепляющим её внешнюю пропаганду, формирующим образ страны для внутренних и внешних аудиторий. Автор утверждает, что ещё совсем недавно большинство СМИ зарубежных стран показывало в основном негативный образ Китая. И это было оправдано — страна переживала последствия культурной революции и только лишь выбирала путь дальнейшего своего развития. После того как в Китае начался бурный рост в различных сферах человеческой деятельности, ситуация и в кино, и в теле- журналистике стала меняться. Сегодня не только национальные, но и ведущие международные масс-медиа показают документальные и телевизионные фильмы про Китай в ином цвете. В них демонстрируются позитивные изменения, положительные стороны жизни, происходящие в стране. Однако миф о «китаиской угрозе», по мнению автора, по-прежнему существует. В обиходе у западных журналистов и некоторых политиков существует негативный образ страны отгороженной «Великой Китайской стеной». Автор как патриот своей страны оправдано считает, что в данных условиях очень важно, чтобы китайские документалисты создавали фильмы, показывающие жизнь Китая во всем ее разнообразии и при этом делали свою работу интересно, выразительно и правдиво. Актуальность и своевременность данной работы заключается в том, что исследование образов Китая, представленных в современных китайских телевизионных и документальных фильмах, является очень важной частью рассмотрения проблем современных китайских СМИ в целом. Автор в своей работе исследует образы Китая, созданные изобразительными средствами и драматургическими приемами, разбирает многообразие видов, используемых создателями в своих кинолентах. Эти образы представлены автором через палитру многочисленных китайских телевизионных документальных фильмов и телевизионных программ. С особой тщательностью, присущей китайцам, автор исследет работы отечественных китайских мастеров документалистики: Фан Фана, Хэ Сулюя, Да Юаньюаня, анализирует их разные подходы к соданию документальных фильмов, разбираясь в изобразительных средствах, которыми пользуются мастера китайской тележурналистики: Чэнь Юи, Чжан Яочэнь, Чэнь Гоцинь при создании своих телевизионных фильмов. Широкий спектр приемов определяет их возможности в плане художественной выразительности и воссоздания реальности на экране, а творческое воплощение различных выразительных приемов помогает восприятию экранных произведений. Одновременно автор определяет проблемы стоящие перед всей китайской теле- и кино- индустрией и заявляет о них в данной работе. Она совершенно разумно предлагает как можно чаще обращаться к опыту ведущих мировых теле- и кинодокументалистов, создавать условия внутри страны для развития школ теле- и кинодокументалистики, а также обучать национальные кадры и стимулировать китайских режиссеров кино и телевидения. Это, по мнению автора, непременно улучшит качество работы всей китаиской теледокументалистики и подвигнет китайских мастеров кино и телевидения к творческому росту. Методология исследования выполнена профессионально, в её основе лежит комплексный подход, объединяющий как теоретические, так и эмпирические методы в разборе произведений китайских специалистов кино- и теледокументалистики. Сделаны интересные и профессиональные выводы. Подводя итог, стоит отметить, что работа автором проделала серьёзная, что данная работа имеет важное научное и практическое значение, особенно в рамках формирования образа страны средствами документалистики. Шкалы ценностей при создании фильмов китайскими отечественными кинематографистами определены, как имеющие социальный запрос, социальный интересс и социальную цель. Как показало исследование, современными китайскими авторами режиссёрами мастерами кино- и теле- документалистики создается новая эстетика китайских фильмов, создающая позитивный образ современной КНР. Считаю, что магистерская диссертация Ло Цзе соответствует предъявляемым требования и заслуживает положительной оценки. Михаил Германович Чирков, кандидат политических наук, генеральный директор Информационно-Аналитического Центра «Время»