РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Чжао Хуэйфан по теме «Мотив луны в русской и китайской прозе 20-х – 40-х годов ХХ века» Магистерская диссертация Чжао Хуэйфан посвящена сравнительному изучению мотива луны в русской и китайской прозе 1920-х — 1940-х гг. В исследовании сложной и многоаспектной темы магистрантка обоснованно уделяет максимум внимания рассмотрению вопроса о рецепции китайской традиции изображения луны русскими и китайскими прозаиками начала ХХ в. В современном литературоведении эта проблема до сих пор остается изученной слабо и вызывает большой научный интерес у специалистов, занимающихся исследованием национальных литератур России и Китая. Рассмотрение заявленной темы в выбранном аспекте позволило Чжао Хуэйфан максимально полно реализовать свой творческий и научный потенциал. Диссертационное исследование выполнено на основе довольно показательного материала: это рассказы основоположника современной китайской литературы Лу Синя, а также повести и рассказы Б. А. Пильняка и Н. А. Байкова, посвященные описанию перемен в истории и культуре Китая начала ХХ в. В изучении лунарного мотива в прозе Лу Синя Чжао Хуэйфан выступает продолжателем научной традиции, представленной работами китайских литературоведов. Новизна магистерской диссертации в контексте исследований последних лет определяется тем, что в ней впервые были подробно проанализированы функции мотива луны в организации сюжетного уровня произведений; охарактеризована эволюция лунарного мотива в сборниках Лу Синя 1920-х — 1930-х гг.; определены не выявленные ранее стратегии обновления китайской культурной традиции изображения луны в прозе нового времени. Несомненной является и научная новизна исследования мотива луны в творчестве Б. А. Пильняка и Н. А. Байкова: лунарный мотив в «китайской прозе» этих авторов до сих пор не становился предметом специального литературоведческого анализа. В ходе исследования повестей и рассказов русскоязычных авторов Чжао Хуйфан решает несколько научных задач. С одной стороны, магистрантка рассматривает роль мотива луны в формировании художественного целого произведений (в частности, справедливо отмечает принципиально важную роль лунарного мотива в организации художественного мира, системы персонажей и сюжета). С другой стороны, характеризует влияние традиционной китайской культуры на изображение Китая в творчестве Б. А. Пильняка и Н. А. Байкова (так, одним из достоинств работы следует считать выявление связей текстов русскоязычных авторов с китайской мифологией). Структура диссертации является ясной, логичной и отвечает задачам исследования. Магистрантка демонстрирует достаточный уровень владения научным стилем речи, корректно использует литературоведческую терминологию. Все сказанное выше позволяет заключить, что магистерская диссертация Чжао Хуэйфан представляет собой самостоятельное научное исследование, cоответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистров, и заслуживает положительной оценки. «29» мая 2017 г. __________________ Лалетина Ольга Сергеевна