Рецензия на магистерскую диссертацию Чжао Даньдань на тему «Особенности ток-шоу на телевидении КНР». Профиль магистратуры – «международная журналистика» Рецензируемая работа имеет логичную структуру, включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. В каждой структурной части есть авторские выводы, используется профессиональная терминология, позволяющая судить об общем уровне магистрантки. Следует отметить большое количество в этом списке работ именно китайских исследователей, изучающих специфику китайских ток-шоу: магистерские и кандидатские диссертации, книги, научные статьи, выступления медиакритиков. Такое внимание китайских исследователей к современному формату ток-шоу лишний раз свидетельствует об актуальности заявленной темы исследования, а также о том, что диссертантка сумела выстроить в своей работе достаточную теоретическую базу, добавим, и не только на китайских источниках. В первой главе дается представление о формате ток-шоу и исследуются исторические вехи развития телевидения Китая и, в частности, ток-шоу. Уже в этой главе во втором и третьем параграфах на основе анализа литературы, еще до эмпирического исследования, автор обозначил и сформулировал основные тезисы гипотезы диссертации и дал общее представление о специфических особенностях ток-шоу в Китае. В результате серьезной исследовательской работы над эмпирическим материалом в последующих главах автором выделены основные факторы влияния государственной политики Китая на СМИ в целом, и на развитие формата ток-шоу в частности, что было заявлено как гипотеза во Введении. Выделен фактор идеологический, влияющий на содержание, тематику, и поведенческие стратегии ведущих в политических ток-шоу. Следующим фактором диссертантка обозначает установку государства на управление населением с помощью морали, отсюда большое количество семейно-бытовых ток-шоу, ориентированных на решение морально-психологических проблем человека, и выполняющих образовательно-воспитательную функцию. Важным фактором в развитии тематических направлений ток-шоу в Китае автор считает также инициацию государством распространение через СМИ народной культуры, этикета, обычаев и традиций. В качестве примера диссертантка приводит несколько ток-шоу культурно-просветительской направленности. Влияние государственной политики диссертантка отмечает и в наметившихся в последние годы ограничительных мерах в отношении развлекательного контента и заимствованных форматов. Следует отметить, что основные выводы, подкрепленные примерами, были сделаны во второй главе, в которой последовательно и обстоятельно анализировались китайские ток-шоу разных направлений: политические, социально-бытовые, культурно-просветительские, а также развлекательные. Глава в познавательном плане интересная. Автор показала хорошее знание практики, умение увидеть и описать все самое важное в той или иной передаче, подробно описать организационные моменты, дать точную и развернутую характеристику поведенческим стратегиям ведущих. При такой информационной насыщенности нельзя сказать, что этот раздел страдает описательностью. Внутри этих описаний исследовательница старается давать оценки, высказывать мнения, суждения, нередко подкрепляя их цитатами из теоретических источников. Сравнительный анализ китайских, российских и американских ток-шоу, сделанный в третьей главе, позволил диссертантке критически осмыслить те особенности китайских ток-шоу, характеристики которым были даны во второй главе. Она положительно оценила российские политические ток-шоу с их дискуссионным открытым характером в отличие от заформализованных китайских и несерьезных иронических шоу-комиков американских. Социально-бытовые китайские ток-шоу в ее анализе на несколько порядков выше по морально-нравственным ориентирам, чем российские. В Америке их почти нет. То же самое можно сказать и о культурно-просветительских ток-шоу. Диссертация Чжао Даньдань характеризуется многоаспектностью. Политика, идеология, культура, психология, семья, дружба, любовь и многое другое, о чем могут поведать герои ток-шоу, находит отражение на страницах диссертации. Есть некоторые недостатки. Встречаются опечатки, стилистические погрешности. Описание нескольких ток-шоу намного объемнее других. Некоторые выводы даются и внутри параграфа, а не только в конце глаы, поэтому их значение иногда нивелируется. Не везде унифицировано представление передач (название, канал, год, ведущие). Но все это не снижает положительного впечатления от самостоятельной, завершенной работы. В своем исследовании диссертантка продемонстрировала умение работать и с научными источниками, и с эмпирическими материалами, применять научные методы познания. Практическая значимость заключается в обобщениях и выводах, на примере ток-шоу направленных на демонстрацию национальных особенностей развития СМИ Китая, а в некоторых случаях и на их пропаганду, в хорошем смысле слова, таких как обозначение нравственных ориентиров и поддержание национальной культуры. Цель, по нашему мнению, достигнута, задачи выполнены. Диссертация Чжао Даньдань «Особенности ток-шоу на телевидении КНР» соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки, а ее автор Чжао Даньдань присуждения искомой степени магистра. Рецензент А.А.Измайлова