Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ г. Санкт-Петербург РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию Ху Хайхуань по теме «Эволюция коммуникации власти и бизнеса в Китае (1990 – 2010 гг.)», представленную на соискание степени магистра по профилю «Реклама и связи с общественностью» Тема научного исследования Ху Хайхуань, представленного в виде текста магистерской диссертации, актуальна во многих аспектах социально-политического знания и сложившейся практики общественно-политического развития. Процесс коммуникации власти и бизнеса является важной составной частью научных исследований на стыке многих отраслей обществоведения. В данном случае актуальность предложенного аспекта исследования в формате анализа опыта отдельного государства – Китая, возрастет в еще большей степени. В этом отношении обоснование автором актуальности темы настоящей работы представляется вполне убедительным. Весьма заметным положительным качеством рассматриваемой работы является ее предметная определенность. Объектом данного исследования являются власть и бизнес в Китае, а предметом - коммуникация власти и бизнеса в Китае, а также меры по ее совершенствованию. В представленном тексте в целом уместным образом использованы такие теоретические конструкты, как некоторые варианты теории политической коммуникации, структурно-функциональный и институциональный подходы. С точки зрения когнитивной значимости следует отметить вторую главу текста «Действия предприятий в системе коммуникации власти и бизнеса в Китае», в которой представляет интерес характеристика особенностей и специфики функционирования системы коммуникации власти и бизнеса в современном Китае (стр.42-62). Практическая значимость работы определяется возможностью применения основных результатов для подготовки экспертных докладов и программ и проектов, направленных на повышение эффективности коммуникации и власти и бизнеса в Китае и иных трансформирующихся государствах. В целом, заявленная в названии тема в рецензируемой работе в основном раскрыта, в ней получили отражение такие актуальные проблемы теоретического и практического содержания, как операционализация известных в мировой коммуникативистике общих положений применительно к условиям Китая и анализ практического опыта взаимодействия государственных структур Китая и бизнес-сообщества. В представленной работе использованы современная литература аналитические базы различного уровня. К положительным сторонам работу Ху Хайхуань можно отнести соответствие проведенного исследования актуальной политической повестке современного Китая: сочетание основательного теоретического обоснования исследования с анализом конкретной эмпирической базы работы. С точки зрения замечаний и пожеланий к содержанию рецензируемого текста следует, на взгляд, выделить некоторое несоответствие формулировки основной цели исследования поставленным в работе задам. Например, в рамках цели исследования есть разработка способов каналов и каналов коммуникации бизнеса и власти (стр.4, а вторая задача в общем перечне исследовательских задач заявляется как анализ моделей коммуникации. В связи с этим возникают такие вопросы: 1. Требуется пояснение, почему целью работы определена разработка способов и каналов коммуникации, а в задачах идет речь не разработке, а об анализе способов и каналов (что на наш взгляд, точнее). 2.Что понимает автор под каналами, способами и моделями коммуникации? В данном случае весьма полезно было определить основную исследовательскую проблему, решаемую в представленной диссертации, чего, к сожалению, автор не посчитал нужным сделать. 3. С точки зрения качества оформления текста встречаются погрешности в оформлении аппарата ссылок (стр,8.11, 39 и т.д.). 4. Содержание работы, особенно п.1.2 и глава 2 дают основания для более развернутых выводов в заключении диссертации. Однако данные замечания идут большей частью в развитие и уточнение сформулированных в диссертации положений, носят скорее редакционный характер и не снижают в целом положительной оценки проведенного исследования. Анализ текста диссертации Ху Хайхуань оставляет впечатление продуманного, описанного доступным языком исследования. Сам характер текста, органическая связь постановки задач исследования и способов их решения, практическая обоснованность положений выносимых на защиту и аргументация в их подтверждение, изложенная в магистерской диссертации, свидетельствуют о самостоятельном характере работы. Представленная работа имеет эвристическую ценность и практическую значимость Вывод. По обоснованности суждений, эмпирической обоснованности выводов и практической значимости, представленная к защите магистерская работа Ху Хайхуань «Эволюция коммуникации власти и бизнеса в Китае (1990 – 2010 гг.)» соответствует основным требованиям к выпускным аттестационным работам магистерского уровня. Она может быть допущена к защите, а Ху Хайхуань заслуживает присуждения ей квалификации магистра по направлению «Реклама и связи с общественностью» с оценкой «хорошо». Рецензент доктор политических наук, профессор кафедры ГиМУ СЗИУ – филиала РАНХ и ГС «19» мая 2018 г _____________________ В.Н.Колесников